Данилов Сергей Владиленович, директор
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тенютина Екатерина Дмитриевна, заместитель директора по УВР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Черенкова Инна Владимировна, руководитель медиатеки
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
-
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛ»: НЕПРЕРЫВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛЕ
-
Аннотация. Научно-методические материалы отражают опыт разработки и внедрения целевой программы «Профессионал», обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогов в образовательной организации. Представлены концепция программы, шесть ее модулей с краткой характеристикой форматов работы, ресурсов и способов оценки эффективности. Проанализированы эффекты внедрения программы в организации авторов-разработчиков.
Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя, непрерывное сопровождение профессионального развития педагога, корпоративная учеба,
персонализированная модель обучения.
-
Предварительные замечания. Проблема качества школьного образования – одна из острейших современных проблем. Эффективность образовательного процесса, понимание нового характера результатов обучения и достижение этих результатов актуализируют ряд «классических» вопросов: поиск адекватных задачам и ожидаемому результату методов, приемов и технологий обучения, создание эмоционально привлекательной школьной среды, отбор эффективных механизмов мотивации школьников, использование эффективных стратегий управления качеством образования. Особое место среди проблем, требующих решения, по-прежнему занимает проблема профессиональной компетентности учителя, эффективности его деятельности в новой образовательной ситуации.
Очевидно, что проблема эта многогранна и постоянно появляются новые аспекты, требующие поиска решений. Так, например, все острее сегодня ставится вопрос о предупреждении, коррекции, профилактике профессионального и эмоционального выгорания. К сожалению, менее актуальными (в практическом плане) на этом фоне выглядят вопрос профессиональной компетентности (и профессиональной готовности) молодых педагогов, приходящих в школу, и вопрос непрерывного общекультурного обогащения учителей, независимо от той дисциплины, которую они преподают. Между тем эти вопросы, как и вопрос освоения учителями технологий персонализированного образования, не являются менее острыми. И проблема эффективного использования цифровых технологий в образовательном процессе, как оказалась, не может считаться до конца решенной: последние годы (годы «ковидных ограничений» и вынужденного дистанционного обучения) показали, что далеко не все педагоги владеют цифровыми инструментами, могут грамотно отбирать образовательные платформы, адекватно оценивать электронные образовательные ресурсы и, что особенно важно, устанавливать оперативную и качественную обратную связь с обучающимися при дистанционном взаимодействии. Названные выше проблемы обуславливают повышенное внимание к вопросам непрерывного сопровождения профессионального развития учителя как в системе постдипломного образования, так и на базе образовательной организации.
Несмотря на то, что теоретический аспект проблемы профессионального развития педагогов в образовательной организации разработан достаточно глубоко, практические (школьные) решения, как правило, остаются в плоскости традиционного наставничества и/или корпоративной учебы. Собственно, сегодня можно говорить о ТРЕХ серьезных противоречиях, связанных с проблемой профессионального развития педагога в его же образовательной организации:
- между признанием необходимости непрерывного профессионального развития педагога и доминирующей фрагментарностью этого развития (в том числе – традицией повышения квалификации «от курсов до курсов»);
- между признанием значимости оперативной корректировки содержания и технологий профессионального развития педагогов (в том числе – в соответствии с вызовами времени и в контексте быстро меняющейся социокультурной ситуации) и «нерасторопностью» программ профессионального развития, часто отстающих от профессиональных образовательных запросов педагогов;
- между актуальностью персонализированных моделей профессионального развития педагогов и доминирующими пока «классическими» моделями группового повышения квалификации, часто носящими репродуктивный характер.
На преодоление означенных противоречий и направлена программа «Профессионал», представляемая на конкурс «Вектор качества образования».
Программа «Профессионал», созданная в Академической гимназии №56 более 20 лет назад, представляется в третьей редакции (редакции 2018/2019 года), где в значительной степени переработаны структура, содержательное и технологическое наполнение модулей, а также учтены современные тренды в области непрерывного профессионального развития педагогических работников.
Программа «Профессионал» направлена на непрерывное сопровождение всех категорий педагогических работников образовательной организации и создание условий повышения их профессиональной компетентности с целью успешной работы в быстро меняющейся образовательной ситуации, на оперативное преодоление возникающих у специалистов профессиональных затруднений.
Цель программы – формирование коллектива высококлассных учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, сотрудников методической, воспитательной, психолого-педагогической служб и медиатеки, способных на современном уровне решать общую задачу обучения и воспитания на основе Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями развития отечественного образования, предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям учащихся в контексте современной социокультурной ситуации.
Задачи программы:
- Развитие методической службы сопровождения «Учитель», обеспечивающей качественное непрерывное сопровождение профессионального развития педагогического коллектива с учетом образовательных запросов и интересов педагогов, оперативно выявленных проблем и затруднений в деятельности всех сотрудников образовательной организации.
- Адресное (индивидуальное) сопровождение отдельных категорий педагогических работников в соответствии с их запросами, качеством результатов деятельности, областью интересов, готовностью к самообразованию и т.д.
- Активное привлечение педагогов к разработке и реализации мероприятий и событий в рамках программы, чередование «ролевых ситуаций» (предоставление возможности активного включения во взаимообучение, наставничество, модерацию проектов в области непрерывного профессионального развития на базе школы).
- Поддержка и адресное сопровождение педагогов, принимающих участие в профессиональном конкурсном движении, диссеминации опыта гимназии, редакционно-издательской деятельности.
- Развитие и упрочение традиций педагогического коллектива, проведение «праздников педагогического успеха», ориентированных на поддержку педагогов-новаторов, широкомасштабную пропаганду инновационного опыта.
- Переход от модели «учить всех» к персонализированным моделям профессионального развития педагогов на базе образовательной организации.
Концептуальная основа программы «Профессионал».
В основе программы «Профессионал», лежат принципы СОПРОВОЖДЕНИЯ и УСПЕШНОСТИ (ориентации на успех).
СОПРОВОЖДЕНИЕ понимается нами как:
- создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
- оказание педагогу всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов разного профиля к оказанию помощи педагогу;
- привлечение педагога к решению общезначимых задач развития школы, реализации программ, проектов на основе сотрудничества, педагогического сотворчества и командного взаимодействия;
- обеспечение разноплановой и объективной (в том числе – с привлечением независимых экспертов) экспертизы деятельности педагога;
- обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности, с одной стороны, и запросов, интересов, потребностей самого педагога, с другой стороны.
УСПЕШНОСТЬ (ориентация на успех) понимается нами как:
- актуализация «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности; анонимность разрешения «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности педагога, непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений;
- создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога;
- активное использование механизмов морального и материального поощрения педагогов, создание «праздников успеха».
Инновационность программы состоит в следующем:
- программа представляет собой стройную систему непрерывного сопровождения профессионального развития педагога в образовательной организации, состоящую из шести модулей, отвечающих основным запросам в области непрерывного профессионального развития педагогов;
- модульный характер программы позволяет варьировать управленческие решения в области непрерывного профессионального развития педагога, вести адресную работу с сотрудниками с учетом широкого спектра общезначимых факторов (профессиональный уровень специалистов, опыт работы, круг функциональных обязанностей, оперативное решение возникающих проблем, разработка и внедрение крупномасштабных проектов, требующих новых компетенций, и т.д.);
- значительный акцент сделан в программе на развитие общекультурной компетентности (или общей культуры) педагогов с использованием историко-культурных ресурсов региона, то есть внимание уделено вопросу, который чаще всего считается вторичным на фоне повышенного внимания к обогащению психолого-педагогической и методической компетентности;
- реализация программы подразумевает активную позицию каждого сотрудника образовательной организации по отношению к самообразованию, взаимообразованию, предполагает разные «ролевые ситуации», позволяющие педагогам выступить и обучаемыми, и обучающими коллег, самостоятельно моделировать маршруты индивидуального профессионального развития;
- непрерывное профессиональное развитие не замыкается в программе исключительно на образовательные модули: редакционно-издательская деятельность, клубная работа, фестивально-конкурсное движение выступают равноправными модулями программы.
Научная значимость программы состоит в том, что она опирается, с одной стороны, на классические исследования в области педагогической компетентности, педагогического мастерства и творчества (В.П.Беспалько, Т.Г.Браже, В.Г.Воронцова, В.И.Загвязинский, И.А.Зазюн, В.А.Кан-Калик, А.К.Макарова, В.А.Сластенин и др.), в области психологической структуры педагогической деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.), в области методологии повышения квалификации учителей (О.А.Абдуллина, Т.Г.Браже, Э.Н.Гусинский, В.И.Слободчиков, Ю.И.Турчанинова), с другой стороны – на современные исследования и практики непрерывного сопровождения профессионального развития педагогов и опыт разработки персонализированных моделей обучения (Асмолов А.Г., Басюк В.С., Казакова Е.И., Рощина Я.М., Дж.Хетти и др.).
Практическая значимость программы «Профессионал» состоит в:
- обосновании различных форм сопровождения профессионального развития педагогического коллектива образовательного учреждения;
- определении роли мониторинга образовательных услуг для профессионального развития педагогов;
- разработке системы профессиональной учебы педагогов внутри педагогического коллектива;
- проработке форматов и сценариев мероприятий и событий программы, которые могут быть использованы (в том числе готовыми «под ключ») в других ОУ; открытости информационно-методических ресурсов программы (сайт «NOVA», онлайн доски обмена опытом) всем заинтересованным специалистам.
Краткая характеристика программы «Профессионал»
Как было указано выше, программа «Профессионал» носит модульный характер. Содержательное наполнение модулей, форматы и технологии их реализации варьируются с учетом тех задач сопровождения профессионального развития педколлектива, которые являются наиболее значимыми в учебном году.
«Образовательное предложение» на учебный год включает инвариант и вариативную часть. Инвариант – это каникулярные учебы педагогического коллектива, обязательные для всех сотрудников. При этом и инвариант учитывает образовательные запросы педагогов. Вариативная часть – это модули, участие в которых определяется исключительно желанием и готовностью сотрудников педколлектива. Модуль «Конкурсное движение и праздники успеха» является инвариантным в части праздников, организуемых для всего педколлектива, и вариативным в части добровольного участия в профессиональном конкурсном движении. Главная задача административной команды – создать широкое поле образовательных предложений для непрерывного развития педагога в школе.
Схематически модульная программа выглядит так:
-
-
-
Краткая характеристика модулей программы «Профессионал»
Название модуля: «Корпоративная каникулярная учеба»
-
Составляющие модуля | Формы реализации | Ресурсное обеспечение | Инструменты оценки |
Условия адаптации в другие ОУ |
«Сентябрьская учеба». |
Лекция по одной из проблем современного образования. Мастер-классы педагогов по тематике лекции. |
Технопарк гимназии. |
Анкетирование. Отзывы о мастер-классах. |
Открыта для школ-партнеров. Готовность провести лекцию и мастер-классы на базе других ОУ. Готовность консультировать управленческие команды ОУ. |
«Мартовская учеба». |
Система содокладов по проблеме, связанной с инновационной работой в гимназии. «Учеба по станциям» (станции по тематике, в разных форматах, каждый педагог за 2 дня учебы проходит все 5-6 станций). |
Технопарк гимназии. |
Анкетирование. Собеседование с модераторами станций. «Открытый микрофон» по итогам. |
Открыта для школ-партнеров. Готовность провести лекцию и «станции» на базе других ОУ. Готовность передать пакет материалов «Учебы по станциям» и консультировать модераторов из других ОУ. |
«Июньская учеба» |
3/4-дневная учеба по проблеме, актуальной для ОУ (в т.ч. – выявленной в течение года). «Общий сбор» («заострение проблемы»). Работа проблемных групп (или МО) – решение кейсов. Презентация кейсов с их обсуждением и оценкой экспертами и/или членами аналитической группы. Презентация итоговых материалов аналитической группы. Разработка «продуктов» для работы в следующем учебном году (по МО). Возможны другие форматы в зависимости от темы. |
Технопарк гимназии. |
Анкетирование. Собеседование с руководителями МО (проблемных групп). «Открытый микрофон» по итогам. |
Открыта для административных команд школ-партнеров. Пакеты «кейсовых заданий» и комментарии по их использованию предоставляются заинтересованным ОУ. |
-
Название модуля: «Выход в город»
-
Составляющие модуля | Формы реализации | Ресурсное обеспечение | Инструменты оценки | Условия адаптации в другие ОУ |
Программа «Петергофские университеты – учителям» (часть партнерской авторской программы с ГМЗ «Петергоф»). |
Лекции. Экскурсии. Тематические занятия в пространствах музейных объектов. |
Ресурсная база ГМЗ «Петергоф». |
Анкетирование. Интервью с руководителями МО. Анализ отзывов. Анализ творческих работ, выполненных на тематических занятиях. |
Предоставление школам программы «Петергофские университеты», выполненной «под ключ». Доступ представителям ОУ к участию в мероприятиях программы для ознакомления с ее содержанием и форматами. |
Программа «Чтение с увлечением. Учитель как читатель». |
Встречи в библиотеках-партнерах с писателями, издателями, журналистами. Библиотечно-библиографические практикумы для наставников учебных исследований и проектов. Тематические занятия по МО в библиотеках-партнерах и научных библиотеках вузов-партнеров. Видеообзоры и аннотированные списки современной художественной литературы. |
Ресурсная база библиотек-партнеров. |
Анкета «Образова-тельные запросы учителя-читателя» (в начале года). Анкета удовлетво-ренности читательскими программами. Анализ обращений учителей в библиотеки-партнеры. Анализ учебных и проектных работ гимназистов с точки зрения библиографиче-ского аппарата. |
Консультации для управленческих команд ОУ по организации работы с учителями-читателями. |
Программа «Киноклуб» (в разработке). |
Аннотированный список рекомендуемых к просмотру учителями художественных и документальных фильмов. Просмотр и обсуждение кинофильмов в рамках клубной работы «Методические вторники». |
Технопарк гимназии (медиатека, концертный зал). Инфо-ресурс Padlet. |
Анализ включенности педагогов в проект. Анализ предложений по развитию проекта. Анализ использования учителями предлагаемых материалов в работе с учащимися и родителями. |
Для желающих педагогов, руководителей, студентов – доступ к инфо-ресурсу Padlet. |
Мероприятия «Учитель как зритель». |
Изучение зрительского спроса педагогов. Заключение договоров на проведение целевых спектаклей, выездных концертов «Петербург-концерта». Обеспечение педагогов билетами в театры при участии представителей Профкома. |
- | Анализ запросов и их удовлетворения в течение года. | Для руководителей ОУ – консультации по организации данной работы. |
«Учитель как исследователь». |
Практикумы, лабораторные занятия, консультации специалистов на базах Академии талантов, АЦТ, ЭБЦ, вузов-партнеров по предметам (тематике) методических объединений. Программы взаимодействия составляются методистами совместно с представителями партнеров на учебный год, включают групповые и индивидуальные консультации. |
Ресурсные базы партнеров. |
Собеседования методистов с педагогами. Анализ использования полученных учителями знаний на уроках, внеурочных занятиях, в рамках сопровождения ученических исследований и проектов. |
Включение педагогов других ОУ в программы занятий (по согласованию). |
-
Название модуля: «Индивидуальное сопровождение педагогов»
-
Составляющие модуля | Формы реализации | Ресурсное обеспечение | Инструменты оценки | Условия адаптации в другие ОУ |
Программа индивидуального сопровождения педагога (с переходом на персонализиро-ванные программы). Мониторинг образовательных предложений «непедагоги-ческих» институтов; составление программ партнерского взаимодействия; разработка содержания и форматов образовательного взаимодействия; поиск индивидуальных и групповых стажировок. |
Карта индивидуаль-ного сопровождения: - круг проблем и запросов; - личный план сопровождаемого и план наставника; - дневник самоанализа; - рекомендации/ предложения специалистов (методист, психолог, медиаспециалист, педагог-организатор и др.); - итоговое аналитическое резюме. Содержательное наполнение Карты варьируется с учетом опыта сопровождаемого, его затруднений и запросов. |
Технопарк гимназии и ресурсы партнеров. |
Анализ Карты. Индивидуальное собеседование. Включенное наблюдение. Анализ результатов педагогической деятельности. Консультации (заключения) специалистов, включенных в сопровождение. Анализ удовлетворенности индивидуальными стажировками. Анализ продуктов, выполненных в процессе работы и/или стажировок. Анализ качества результатов (и их динамики). |
Консультации для специалистов других ОУ по разработке и реализации программ индивидуаль-ного сопрово-ждения. |
-
Узнать о направлениях деятельности сотрудников ППМС-центра по сопровождению педагогов можно по ссылке:
https://school56.org/frontpage/podrazdeleniya/ppms-center
Название модуля: «Цифровая среда»
-
Составляющие модуля | Формы реализации | Ресурсное обеспечение | Инструменты оценки | Условия адаптации в другие ОУ |
«Ресурсы медиатеки: обзор». |
Очные занятия по МО в каникулы. Дистанционные видеообзоры. |
Технопарк медиатеки. | Анализ запросов и их удовлетворения. | Доступ к дистанционным видеообзорам. |
«Цифровая среда: практикум пользователя». | Индивидуальные и групповые консультации-практикумы по МО (ведут преподаватели ИКТ и медиа-специалисты). |
Технопарк: кабинеты информатики, медиатека. С привлечением ресурсов партнеров: АЦТ, ЦМИ (Академия талантов), ИТМО. |
Анализ запросов и их удовлетворения. Анализ использования цифровых инструментов в повседневной практике. Анализ авторского цифрового контента. |
Доступ педагогов других ОУ на занятия для педагогов гимназии. Консультации сотрудников медиатеки для специалистов других ОУ. Проведение с другими ОУ совместных мероприятий по тематике «Цифровая среда образования». |
«МедиАкадемия» (в стадии запуска) |
Разработка и использование дистанционного информационно- образовательного ресурса для учителей и учеников. Участие педагогов в содержательном наполнении ресурса. |
Технопарк гимназии. |
Анализ обращений к ресурсу. Анализ включенности педагогов в разработку контента. |
Доступ к ресурсу руководителям и педагогам других ОУ. Приглашение педагогов других ОУ к разработке и публикации контента. |
-
Ссылка на сайт Академической гимназии №56 (раздел «Медиатека»), где будет в феврале презентован ресурс «МедиАкадемия»: https://school56.org/frontpage/podrazdeleniya/mediatech
Название модуля: «Профессиональное взаимодействие и обмен опытом»
-
Составляющие модуля | Формы реализации | Ресурсное обеспечение | Инструменты оценки | Условия адаптации в другие ОУ |
Диссеминация инновационного опыта через мероприятия на базе гимназии и опытно-экспери-ментальные площадки (Дошкольное отделение и ЦДО). | Доклады, сообщения, мастер-классы, открытые уроки и т.д. | Технопарк гимназии. |
Анализ «обратной связи» по результатам мероприятий. Изучение включенности педагогов в мероприятия: по собственной инициативе и инициативе администрации. |
Участие в открытых мероприятиях гимназии (запрос на рассылку программ). |
Мониторинг «зон обмена опытом» для разных категорий сотрудников. | Все формы площадок обмена опытом. | Ресурсная база партнеров. |
Анализ запросов и их удовлетворения. Анализ отзывов о представляемом опыте со стороны экспертов. |
Консультации для руководителей ОУ по организации мониторинга, исходя из особенной отдельных школ. |
Редакционно-издательская деятельность. |
Подготовка и публикация материалов, отражающих опыт. Групповые и индивидуальные консультации для авторов публикаций (руководителем сайта «NOVA»). |
Методичес-кий сайт учителей гимназии «NOVA». Сотрудни-чество с журналами «Вестник образования России», «Практика администра-тивной работы», «Управление качеством образования» Изд. «Русское слово» «Учитель», «Книжный Дом». |
Анализ включенности в редакционно-издательскую деятельность. Анализ качества публикаций. Отслеживание отзывов на публикации. |
Доступность сайта «NOVA» педагогическому сообществу РФ. Возможность бесплатного размещения публикации и получения сертификата автора. |
Клубная работа. |
Клуб молодых учителей. Очно-заочное взаимодействие. Заочно – инфо-ресурс Padlet. Очно (2-3 раза в неделю): взаимопосещение уроков, решение кейсов, мастер-классы от опытных учителей. OpenSpace в медиатеке. Киноклуб «Короткий метр» (просмотр и обсуждение проблемных короткометражных анимационных фильмов). «Методические вторники». Клубные встречи в разных форматах, в центре которых – одна из острых методических проблем. |
Ресурсная база гимназии: учебные кабинеты, медиатека, конференц-зал, кинозал. Онлайн доска Padlet (ссылка под данной таблицей). |
Анализ запросов и их удовлетворения Анализ включенности в организацию (модерацию) дел и событий Клуба и «Методических вторников». Индивидуаль-ное наблюдение за работой молодых педагогов. Собеседования. |
Доступ к участию в работе Клуба и «Методических вторниках» для педагогов других ОУ, студентов педвузов. Доступ к онлайн ресурсу (по запросам). |
-
Онлайн доска Padlet (клубная работа и «Методические вторники»): https://ru.padlet.com/edt56/5jyng5ruv8hm07hx
Адрес методического сайта учителей Академической гимназии №56 «NOVA»: http://nova56.ru
С системой редакционно-издательской деятельности можно познакомиться, пройдя по ссылке:
https://school56.org/metodicheskaya-kopilka/programma-professional-56
-
Название модуля: «Конкурсное движение и “праздники успеха”»
-
Составляющие модуля | Формы реализации | Ресурсное обеспечение | Инструменты оценки | Условия адаптации в другие ОУ |
«Праздники успеха» |
Фестивали: «Фестиваль открытых уроков» («Молодость и мастерство», «Эталон») «Фестиваль успешных проектов» (краткое описание – см. под таблицей). Праздники: «Достояние года» (БКЗ «Октябрьский») «Звездный час» (Юсуповский дворец). |
Технопарк гимназии. Ресурсы партнеров, на базе которых проводятся праздники. |
Анализ открытых уроков. Анализ включенности педагогов в фестивальное движение гимназии. Анкетирование |
Возможность посещать открытые фестивальные мероприятия. Консультации по организации и проведению «праздников успеха» (с учетом специфики ОУ). |
Профессиональное конкурсное движение: подбор конкурсов и сопровождение конкурсантов. |
Мониторинг «конкурсных предложений» региона и РФ (служба научного сопровождения). Консультативное сопровождение конкурсанта разными специалистами ОУ и (при необходимости) привлеченными специалистами. |
Технопарк гимназии. |
Анкетирование. Собеседования. Анализ включенности педагогов в конкурсное движение. Анализ конкурсных документов. Анализ результатов (независимых экспертных оценок). |
Проведение консультаций, семинаров для других ОУ «Сопровождение учителя-конкурсанта: из опыта гимназии». Консультации для других ОУ сотрудниками гимназии – экспертами региональных и всероссийских конкурсов. |
-
Фестиваль успешных проектов – относительно новый формат в рамках программы «Профессионал». Названный фестиваль направлен на демонстрацию педагогическому коллективу инновационного опыта отдельных сотрудников, методических и творческих объединений, служб и подразделений. Фестиваль проводится в течение двух первых дней после выхода педагогов из отпуска (август) и представляет собой систему мероприятий, позволяющих создать положительный настрой на работу, эмоционально привлекательную атмосферу сотрудничества, сотворчества, поощрения учителей-новаторов. Программа фестиваля определяется с учетом содержания и форматов презентуемых проектов и может включать выставки работ учителя и его учащихся, видео-стены (демонстрацию видео-презентаций), стендовые доклады, «актовые презентации» (для всего педколлектива), демонстрационные игры, квесты, мастер-классы по презентуемым проектам. Опыт трех лет проведения «Фестиваля успешных проектов» в августе демонстрирует неослабевающий к нему интерес, готовность педагогов презентовать накопленный опыт, эмоциональный подъем, обеспечивающий плодотворную работу в новом учебном году. Для организации «Фестиваля успешных проектов» задействуются и специально оформляются различные локации в ОУ, издается проспект фестиваля, используются официальные школьные СМИ.
Краткая характеристика результатов внедрения программы (количество педагогических работников – в среднем 350).
-
Параметр оценки («эффект») |
Ожидаемый (планируемый) |
Полученный |
||||
2018-2019 |
2019-2020 | 2020-2021 | ||||
Организационные эффекты | Повышение мотивации педагогов к участию в модулях программы «по выбору». | 69% от общего числа | 76% | 82% | ||
Увеличение количества педагогов, участвующих в модуле «Индивидуальный образовательный маршрут». | 54% | 57% | 63% | |||
Увеличение количества партнерских программ, ориентированных на сопровождение профессионального развития педагогов. |
4 программы «Альфа-диалог» ГМЗ «Петергоф» СПбГУ РГПУ |
7 программ «Альфа-диалог» ГМЗ «Петергоф» СПбГУ РГПУ ГБНОУ «Академия талантов» ГБНОУ АЦТ Изд-во «Самокат» |
9 программ «Альфа-диалог» ГМЗ «Петергоф» СПбГУ РГПУ «Академия талантов» ГБНОУ АЦТ Изд-во «Самокат» ИТМО ОЦ «Сириус» |
|||
Увеличение количества педагогов, включенных в организацию и проведение мероприятий в рамках программы «Профессионал». | 58% | 64% | 71% | |||
Комфортность среды | Повышение комфортности профессиональной среды, удовлетворенности условиями труда, востребованностью опыта, успешностью учителя, отмечаемой администрацией и коллегами, предоставление возможностей для профессионального роста. |
Определяется: - анализом «анкет комфортности», - индивидуальными собеседованиями администрации с педагогами, - удовлетворенностью работой учителя со стороны учеников и родителей, - востребованностью опыта учителя у коллег, в региональном и всероссийском сообществе. |
||||
Увеличение участников профессиональных педагогических конкурсов. | 24% | 42% | 54% | |||
Повышение конкурентоспособности участников профессиональных педагогических конкурсов |
Призеры и победители - 78% от числа участников |
Призеры и победители - 81% от числа участников |
Призеры и победители - 90% от числа участников |
|||
Инновационные эффекты | Увеличение количества педагогов, участвующих в реализации общешкольных инновационных проектов. | 75% | 82% | 92% | ||
Увеличение количества педагогов, участвующих в инновационной деятельности в качестве авторов-разработчиков проектов и продуктов. | 47% | 58% | 69% | |||
Увеличение количества педагогов, участвующих в диссеминации инновационного опыта. | 59% | 70% | 78% | |||
«Рыночный эффект» Востребованность программы в педагогическом сообществе |
Увеличение количества запросов от ОУ региона и РФ, Центров непрерывного педагогического образования, институтов постдипломного образования, педагогических вузов и организаций СПО, редколлегий профессиональных изданий на презентацию и публикацию опыта по тематике программы «Профессионал». |
РГПУ – 1 семинар в год |
РГПУ – 3 семинара в год |
РГПУ – 3 семинара в год, 1 мастер-класс для аспирантов ЧГПУ – 4 семинара |
||
Институты постдиплом-ного образования РФ - 5 по тематике |
Институты постдиплом-ного образования РФ - 8 по тематике |
Институты постдиплом-ного образования РФ - 9 по тематике |
||||
Центры непрерывного педагогичес-кого образования, партнерские организации – 6 по тематике |
Центры непрерывного педагогичес-кого образования, партнерские организации – 8 по тематике |
Центры непрерывного педагогического образования, партнерские организации – 8 по тематике |
||||
Мастер-классы и презентации по тематике – 4 |
Мастер-классы и презентации по тематике – 5 |
Мастер-классы и презентации по тематике – 7 |
||||
Консультиро-вание администра-тивных команд ОУ по тематике программы – 7 ОУ. |
Консультиро-вание администра-тивных команд ОУ по тематике программы – 8 ОУ. |
Консультиро-вание администра-тивных команд ОУ по тематике программы – 14 ОУ. |
||||
Публикации по тематике - 5 |
Публикации по тематике - 11 |
Публикации по тематике - 12 |
||||
-
Показателем востребованности программы «Профессионал» на момент участия в конкурсе «Вектор качества образования» могут выступать запланированные на февраль-июнь 2022 года мероприятия по тематике «Программы» (в очном, дистанционном и смешанном форматах):
- региональный уровень – 5 мероприятий (суммарно – около 300 участников);
- межрегиональный уровень – 6 мероприятий (около 200 участников);
- всероссийский уровень – 3 мероприятия (около 200 участников).
Мероприятия по тематике программы «Профессионал» включены в программы методической работы с кураторами ОЦ «Сириус» (июнь, август 2022 года, суммарно – более 50 педагогов), в программы практик и стажировок студентов РГПУ им. А.И.Герцена и ЧГПУ на 2022-2023 учебный год (суммарно – более 200 студентов).
Примечание: анализ внедрения третьей версии программы «Профессионал» в Академической гимназии №56 демонстрирует стойкую положительную динамику как качественных, так и количественных показателей. Вместе с тем, авторы-разработчики ориентируются и на «зону ближайшего развития» учителя, и на так называемый «отсроченный результат», который в нашем случае определяется:
- стабильной положительной динамикой образовательных результатов обучающихся;
- стабильной эмоциональной комфортностью, которую определяет как сам учитель, так и руководители ОУ (включая руководителя ППМС-центра);
- стабильной добровольной включенностью в реализацию программ и проектов ОУ и инициативностью педагогов;
- готовностью к непрерывному профессиональному развитию – коррекции индивидуального маршрута профессионального развития.
Заявка
-
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...