Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

ПРОГРАММА "ПРОФЕССИОНАЛ"

Данилов Сергей Владиленович, директор

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тенютина Екатерина Дмитриевна, заместитель директора по УВР

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Черенкова Инна Владимировна, руководитель медиатеки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

-

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛ»: НЕПРЕРЫВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛЕ

-

Аннотация. Научно-методические материалы отражают опыт разработки и внедрения целевой программы «Профессионал», обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогов в образовательной организации. Представлены концепция программы, шесть ее модулей с краткой характеристикой форматов работы, ресурсов и способов оценки эффективности. Проанализированы эффекты внедрения программы в организации авторов-разработчиков.

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя, непрерывное сопровождение профессионального развития педагога, корпоративная учеба,

персонализированная модель обучения.

-

Предварительные замечания. Проблема качества школьного образования – одна из острейших современных проблем. Эффективность образовательного процесса, понимание нового характера результатов обучения и достижение этих результатов актуализируют ряд «классических» вопросов: поиск адекватных задачам и ожидаемому результату методов, приемов и технологий обучения, создание эмоционально привлекательной школьной среды, отбор эффективных механизмов мотивации школьников, использование эффективных стратегий управления качеством образования. Особое место среди проблем, требующих решения, по-прежнему занимает проблема профессиональной компетентности учителя, эффективности его деятельности в новой образовательной ситуации.

Очевидно, что проблема эта многогранна и постоянно появляются новые аспекты, требующие поиска решений. Так, например, все острее сегодня ставится вопрос о предупреждении, коррекции, профилактике профессионального и эмоционального выгорания. К сожалению, менее актуальными (в практическом плане) на этом фоне выглядят вопрос профессиональной компетентности (и профессиональной готовности) молодых педагогов, приходящих в школу, и вопрос непрерывного общекультурного обогащения учителей, независимо от той дисциплины, которую они преподают. Между тем эти вопросы, как и вопрос освоения учителями технологий персонализированного образования, не являются менее острыми. И проблема эффективного использования цифровых технологий в образовательном процессе, как оказалась, не может считаться до конца решенной: последние годы (годы «ковидных ограничений» и вынужденного дистанционного обучения) показали, что далеко не все педагоги владеют цифровыми инструментами, могут грамотно отбирать образовательные платформы, адекватно оценивать электронные образовательные ресурсы и, что особенно важно, устанавливать оперативную и качественную обратную связь с обучающимися при дистанционном взаимодействии. Названные выше проблемы обуславливают повышенное внимание к вопросам непрерывного сопровождения профессионального развития учителя как в системе постдипломного образования, так и на базе образовательной организации.

Несмотря на то, что теоретический аспект проблемы профессионального развития педагогов в образовательной организации разработан достаточно глубоко, практические (школьные) решения, как правило, остаются в плоскости традиционного наставничества и/или корпоративной учебы. Собственно, сегодня можно говорить о ТРЕХ серьезных противоречиях, связанных с проблемой профессионального развития педагога в его же образовательной организации:

  • между признанием необходимости непрерывного профессионального развития педагога и доминирующей фрагментарностью этого развития (в том числе – традицией повышения квалификации «от курсов до курсов»);
  • между признанием значимости оперативной корректировки содержания и технологий профессионального развития педагогов (в том числе – в соответствии с вызовами времени и в контексте быстро меняющейся социокультурной ситуации) и «нерасторопностью» программ профессионального развития, часто отстающих от профессиональных образовательных запросов педагогов;
  • между актуальностью персонализированных моделей профессионального развития педагогов и доминирующими пока «классическими» моделями группового повышения квалификации, часто носящими репродуктивный характер.

На преодоление означенных противоречий и направлена программа «Профессионал», представляемая на конкурс «Вектор качества образования».

Программа «Профессионал», созданная в Академической гимназии №56 более 20 лет назад, представляется в третьей редакции (редакции 2018/2019 года), где в значительной степени переработаны структура, содержательное и технологическое наполнение модулей, а также учтены современные тренды в области непрерывного профессионального развития педагогических работников.

Программа «Профессионал» направлена на непрерывное сопровождение всех категорий педагогических работников образовательной организации и создание условий повышения их профессиональной компетентности с целью успешной работы в быстро меняющейся образовательной ситуации, на оперативное преодоление возникающих у специалистов профессиональных затруднений.

            Цель программы – формирование коллектива высококлассных учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, сотрудников методической, воспитательной, психолого-педагогической служб и медиатеки, способных на современном уровне решать общую задачу обучения и воспитания на основе Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями развития отечественного образования, предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям учащихся в контексте современной социокультурной ситуации.

            Задачи программы:

  1. Развитие методической службы сопровождения «Учитель», обеспечивающей качественное непрерывное сопровождение профессионального развития педагогического коллектива с учетом образовательных запросов и интересов педагогов, оперативно выявленных проблем и затруднений в деятельности всех сотрудников образовательной организации.
  2. Адресное (индивидуальное) сопровождение отдельных категорий педагогических работников в соответствии с их запросами, качеством результатов деятельности, областью интересов, готовностью к самообразованию и т.д.
  3. Активное привлечение педагогов к разработке и реализации мероприятий и событий в рамках программы, чередование «ролевых ситуаций» (предоставление возможности активного включения во взаимообучение, наставничество, модерацию проектов в области непрерывного профессионального развития на базе школы).
  4. Поддержка и адресное сопровождение педагогов, принимающих участие в профессиональном конкурсном движении, диссеминации опыта гимназии, редакционно-издательской деятельности.
  5. Развитие и упрочение традиций педагогического коллектива, проведение «праздников педагогического успеха», ориентированных на поддержку педагогов-новаторов, широкомасштабную пропаганду инновационного опыта.
  6. Переход от модели «учить всех» к персонализированным моделям профессионального развития педагогов на базе образовательной организации.

Концептуальная основа программы «Профессионал».

В основе программы «Профессионал», лежат принципы СОПРОВОЖДЕНИЯ и УСПЕШНОСТИ (ориентации на успех).

СОПРОВОЖДЕНИЕ понимается нами как:

  • создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
  • оказание педагогу всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов разного профиля к оказанию помощи педагогу;
  • привлечение педагога к решению общезначимых задач развития школы, реализации программ, проектов на основе сотрудничества, педагогического сотворчества и командного взаимодействия;
  • обеспечение разноплановой и объективной (в том числе – с привлечением независимых экспертов) экспертизы деятельности педагога;
  • обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности, с одной стороны, и запросов, интересов, потребностей самого педагога, с другой стороны.

УСПЕШНОСТЬ (ориентация на успех) понимается нами как:

  • актуализация «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности; анонимность разрешения «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности педагога, непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений;
  • создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога;
  • активное использование механизмов морального и материального поощрения педагогов, создание «праздников успеха».

Инновационность программы состоит в следующем:

  1. программа представляет собой стройную систему непрерывного сопровождения профессионального развития педагога в образовательной организации, состоящую из шести модулей, отвечающих основным запросам в области непрерывного профессионального развития педагогов;
  2. модульный характер программы позволяет варьировать управленческие решения в области непрерывного профессионального развития педагога, вести адресную работу с сотрудниками с учетом широкого спектра общезначимых факторов (профессиональный уровень специалистов, опыт работы, круг функциональных обязанностей, оперативное решение возникающих проблем, разработка и внедрение крупномасштабных проектов, требующих новых компетенций, и т.д.);
  3. значительный акцент сделан в программе на развитие общекультурной компетентности (или общей культуры) педагогов с использованием историко-культурных ресурсов региона, то есть внимание уделено вопросу, который чаще всего считается вторичным на фоне повышенного внимания к обогащению психолого-педагогической и методической компетентности;
  4. реализация программы подразумевает активную позицию каждого сотрудника образовательной организации по отношению к самообразованию, взаимообразованию, предполагает разные «ролевые ситуации», позволяющие педагогам выступить и обучаемыми, и обучающими коллег, самостоятельно моделировать маршруты индивидуального профессионального развития;
  5. непрерывное профессиональное развитие не замыкается в программе исключительно на образовательные модули: редакционно-издательская деятельность, клубная работа, фестивально-конкурсное движение выступают равноправными модулями программы.

Научная значимость программы состоит в том, что она опирается, с одной стороны, на классические исследования в области педагогической компетентности, педагогического мастерства и творчества (В.П.Беспалько, Т.Г.Браже, В.Г.Воронцова, В.И.Загвязинский, И.А.Зазюн, В.А.Кан-Калик, А.К.Макарова, В.А.Сластенин и др.), в области психологической структуры педагогической деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.), в области методологии повышения квалификации учителей (О.А.Абдуллина, Т.Г.Браже, Э.Н.Гусинский, В.И.Слободчиков, Ю.И.Турчанинова), с другой стороны – на современные исследования и практики непрерывного сопровождения профессионального развития педагогов и опыт разработки персонализированных моделей обучения (Асмолов А.Г., Басюк В.С., Казакова Е.И., Рощина Я.М., Дж.Хетти и др.).

Практическая значимость программы «Профессионал» состоит в:

  1. обосновании различных форм сопровождения профессионального развития педагогического коллектива образовательного учреждения;
  2. определении роли мониторинга образовательных услуг для профессионального развития педагогов;
  3. разработке системы профессиональной учебы педагогов внутри педагогического коллектива;
  4. проработке форматов и сценариев мероприятий и событий программы, которые могут быть использованы (в том числе готовыми «под ключ») в других ОУ; открытости информационно-методических ресурсов программы (сайт «NOVA», онлайн доски обмена опытом) всем заинтересованным специалистам.

Краткая характеристика программы «Профессионал»

            Как было указано выше, программа «Профессионал» носит модульный характер. Содержательное наполнение модулей, форматы и технологии их реализации варьируются с учетом тех задач сопровождения профессионального развития педколлектива, которые являются наиболее значимыми в учебном году.

            «Образовательное предложение» на учебный год включает инвариант и вариативную часть. Инвариант – это каникулярные учебы педагогического коллектива, обязательные для всех сотрудников. При этом и инвариант учитывает образовательные запросы педагогов. Вариативная часть – это модули, участие в которых определяется исключительно желанием и готовностью сотрудников педколлектива. Модуль «Конкурсное движение и праздники успеха» является инвариантным в части праздников, организуемых для всего педколлектива, и вариативным в части добровольного участия в профессиональном конкурсном движении. Главная задача административной команды – создать широкое поле образовательных предложений для непрерывного развития педагога в школе.

            Схематически модульная программа выглядит так:

-

Гимназия 56,программа профессионал, программы и конкурсы гимназии 56

-

-

 Краткая характеристика модулей программы «Профессионал»

Название модуля: «Корпоративная каникулярная учеба»

-

Составляющие модуля Формы реализации Ресурсное обеспечение Инструменты оценки

Условия адаптации

в другие ОУ

«Сентябрьская учеба».

Лекция по одной из проблем современного образования.

Мастер-классы педагогов по тематике лекции.

Технопарк гимназии.

Анкетирование.

Отзывы о мастер-классах.

Открыта для школ-партнеров.

Готовность провести лекцию и мастер-классы на базе других ОУ.

Готовность консультировать управленческие команды ОУ.

«Мартовская учеба».

Система содокладов по проблеме, связанной с инновационной работой в гимназии.

«Учеба по станциям» (станции по тематике, в разных форматах, каждый педагог за 2 дня учебы проходит все 5-6 станций).

Технопарк гимназии.

Анкетирование.

Собеседование с модераторами станций.

«Открытый микрофон» по итогам.

Открыта для школ-партнеров.

Готовность провести лекцию и «станции» на базе других ОУ.

Готовность передать пакет материалов «Учебы по станциям» и консультировать модераторов из других ОУ.

«Июньская учеба»

3/4-дневная учеба по проблеме, актуальной для ОУ (в т.ч. – выявленной в течение года).

«Общий сбор» («заострение проблемы»).

Работа проблемных групп (или МО) – решение кейсов.

Презентация кейсов с их обсуждением и оценкой экспертами и/или членами аналитической группы.

Презентация итоговых материалов аналитической группы.

Разработка «продуктов» для работы в следующем учебном году (по МО).

Возможны другие форматы в зависимости от темы.

Технопарк гимназии.

Анкетирование.

Собеседование с руководителями МО (проблемных групп).

«Открытый микрофон» по итогам.

Открыта для административных команд школ-партнеров.

Пакеты «кейсовых заданий» и комментарии по их использованию предоставляются заинтересованным ОУ.

-

Название модуля: «Выход в город»

-

Составляющие модуля Формы реализации Ресурсное обеспечение Инструменты оценки Условия адаптации в другие ОУ
Программа «Петергофские университеты – учителям» (часть партнерской авторской программы с ГМЗ «Петергоф»).

Лекции.

Экскурсии.

Тематические занятия в пространствах музейных объектов.

Ресурсная база ГМЗ «Петергоф».

Анкетирование.

Интервью с руководителями МО.

Анализ отзывов.

Анализ творческих работ, выполненных на тематических занятиях.

Предоставление школам программы «Петергофские университеты», выполненной «под ключ».

Доступ представителям ОУ к участию в мероприятиях программы для ознакомления с ее содержанием и форматами.

Программа «Чтение с увлечением. Учитель как читатель».

Встречи в библиотеках-партнерах с писателями, издателями, журналистами.

Библиотечно-библиографические практикумы

для наставников учебных исследований и проектов.

Тематические занятия по МО в библиотеках-партнерах и научных библиотеках вузов-партнеров.

Видеообзоры и аннотированные списки современной художественной литературы.

Ресурсная база библиотек-партнеров.

Анкета «Образова-тельные запросы учителя-читателя» (в начале года).

Анкета удовлетво-ренности читательскими программами.

Анализ обращений учителей в библиотеки-партнеры.

Анализ учебных и проектных работ гимназистов с точки зрения библиографиче-ского аппарата.

Консультации для управленческих команд ОУ по организации работы с учителями-читателями.

Программа «Киноклуб»

(в разработке).

Аннотированный список рекомендуемых к просмотру учителями художественных и документальных фильмов.

Просмотр и обсуждение кинофильмов в рамках клубной работы «Методические вторники».

Технопарк гимназии (медиатека, концертный зал).

Инфо-ресурс Padlet.

Анализ включенности педагогов в проект.

Анализ предложений по развитию проекта.

Анализ использования учителями предлагаемых материалов в работе с учащимися и родителями.

Для желающих педагогов, руководителей, студентов – доступ к инфо-ресурсу Padlet.
Мероприятия «Учитель как зритель».

Изучение зрительского спроса педагогов.

Заключение договоров на проведение целевых спектаклей, выездных концертов «Петербург-концерта».

Обеспечение педагогов билетами в театры при участии представителей Профкома.

- Анализ запросов и их удовлетворения в течение года. Для руководителей ОУ – консультации по организации данной работы.
«Учитель как исследователь».

Практикумы, лабораторные занятия, консультации специалистов на базах Академии талантов, АЦТ, ЭБЦ, вузов-партнеров по предметам (тематике) методических объединений.

Программы взаимодействия составляются методистами совместно с представителями партнеров на учебный год, включают групповые и индивидуальные консультации.

Ресурсные базы партнеров.

Собеседования методистов с педагогами.

Анализ использования полученных учителями знаний на уроках, внеурочных занятиях, в рамках сопровождения ученических исследований и проектов.

Включение педагогов других ОУ в программы занятий (по согласованию).

-

Название модуля: «Индивидуальное сопровождение педагогов»

-

Составляющие модуля Формы реализации Ресурсное обеспечение Инструменты оценки Условия адаптации в другие ОУ

Программа индивидуального сопровождения педагога

(с переходом на персонализиро-ванные программы).

Мониторинг

образовательных предложений «непедагоги-ческих» институтов;

составление программ партнерского взаимодействия;

разработка содержания и форматов образовательного взаимодействия;

поиск индивидуальных и групповых стажировок.

Карта индивидуаль-ного сопровождения:

- круг проблем и запросов;

- личный план сопровождаемого и план наставника;

- дневник самоанализа;

- рекомендации/ предложения специалистов (методист, психолог, медиаспециалист, педагог-организатор и др.);

- итоговое аналитическое

резюме.

Содержательное наполнение Карты варьируется с учетом опыта сопровождаемого, его затруднений и запросов.

Технопарк гимназии и ресурсы партнеров.

Анализ Карты.

Индивидуальное собеседование.

Включенное наблюдение.

Анализ результатов педагогической деятельности.

Консультации (заключения) специалистов, включенных в сопровождение.

Анализ удовлетворенности индивидуальными стажировками.

Анализ продуктов, выполненных в процессе работы и/или стажировок.

Анализ качества результатов (и их динамики).

Консультации для специалистов других ОУ по разработке и реализации программ индивидуаль-ного сопрово-ждения.

-

Узнать о направлениях деятельности сотрудников ППМС-центра по сопровождению педагогов можно по ссылке:

https://school56.org/frontpage/podrazdeleniya/ppms-center

Название модуля: «Цифровая среда»

-

Составляющие модуля Формы реализации Ресурсное обеспечение Инструменты оценки Условия адаптации в другие ОУ
«Ресурсы медиатеки: обзор».

Очные занятия по МО в каникулы.

Дистанционные видеообзоры.

Технопарк медиатеки. Анализ запросов и их удовлетворения. Доступ к дистанционным видеообзорам.
«Цифровая среда: практикум пользователя». Индивидуальные и групповые консультации-практикумы по МО (ведут преподаватели ИКТ и медиа-специалисты).

Технопарк: кабинеты информатики, медиатека.

С привлечением ресурсов партнеров: АЦТ, ЦМИ (Академия талантов), ИТМО.

Анализ запросов и их удовлетворения.

Анализ использования цифровых инструментов в повседневной практике.

Анализ авторского цифрового контента.

Доступ педагогов других ОУ на занятия для педагогов гимназии.

Консультации сотрудников медиатеки для специалистов других ОУ.

Проведение с другими ОУ совместных мероприятий по тематике «Цифровая среда образования».

«МедиАкадемия»

(в стадии запуска)

Разработка и использование дистанционного

информационно- образовательного ресурса для учителей и учеников.

Участие педагогов в содержательном наполнении ресурса.

Технопарк гимназии.

Анализ обращений к ресурсу.

Анализ включенности педагогов в разработку контента.

Доступ к ресурсу руководителям и педагогам других ОУ.

Приглашение педагогов других ОУ к разработке и публикации контента.

-

Ссылка на сайт Академической гимназии №56 (раздел «Медиатека»), где будет в феврале презентован ресурс «МедиАкадемия»: https://school56.org/frontpage/podrazdeleniya/mediatech

Название модуля: «Профессиональное взаимодействие и обмен опытом»

-

Составляющие модуля Формы реализации Ресурсное обеспечение Инструменты оценки Условия адаптации в другие ОУ
Диссеминация инновационного опыта через мероприятия на базе гимназии и опытно-экспери-ментальные площадки (Дошкольное отделение и ЦДО). Доклады, сообщения, мастер-классы, открытые уроки и т.д. Технопарк гимназии.

Анализ «обратной связи» по результатам мероприятий.

Изучение включенности педагогов в мероприятия: по собственной инициативе и инициативе администрации.

Участие в открытых мероприятиях гимназии (запрос на рассылку программ).
Мониторинг «зон обмена опытом» для разных категорий сотрудников. Все формы площадок обмена опытом. Ресурсная база партнеров.

Анализ запросов и их удовлетворения.

Анализ отзывов о представляемом опыте со стороны экспертов.

Консультации для руководителей ОУ по организации мониторинга, исходя из особенной отдельных школ.
Редакционно-издательская деятельность.

Подготовка и публикация материалов, отражающих опыт.

Групповые и индивидуальные консультации для авторов публикаций (руководителем сайта «NOVA»).

Методичес-кий сайт учителей гимназии «NOVA».

Сотрудни-чество с журналами «Вестник образования России», «Практика администра-тивной работы», «Управление качеством образования»

Изд. «Русское слово» «Учитель», «Книжный Дом».

Анализ включенности в редакционно-издательскую деятельность.

Анализ качества публикаций.

Отслеживание отзывов на публикации.

Доступность сайта «NOVA» педагогическому сообществу РФ.

Возможность бесплатного размещения публикации и получения сертификата автора.

Клубная работа.

Клуб молодых учителей.

Очно-заочное взаимодействие.

Заочно – инфо-ресурс Padlet.

Очно (2-3 раза в неделю): взаимопосещение уроков, решение кейсов, мастер-классы от опытных учителей.

OpenSpace в медиатеке.

Киноклуб «Короткий метр» (просмотр и обсуждение проблемных короткометражных анимационных фильмов).

«Методические вторники».

Клубные встречи в разных форматах, в центре которых – одна из острых методических проблем.

Ресурсная база гимназии: учебные кабинеты, медиатека, конференц-зал, кинозал.

Онлайн доска Padlet (ссылка под данной таблицей).

Анализ запросов и их удовлетворения

Анализ включенности в организацию

(модерацию) дел и событий Клуба и «Методических вторников».

Индивидуаль-ное наблюдение за работой молодых педагогов. Собеседования.

Доступ к участию в работе Клуба и «Методических вторниках» для педагогов других ОУ, студентов педвузов.

Доступ к онлайн ресурсу (по запросам).

-

Онлайн доска Padlet (клубная работа и «Методические вторники»): https://ru.padlet.com/edt56/5jyng5ruv8hm07hx

Адрес методического сайта учителей Академической гимназии №56 «NOVA»: http://nova56.ru

С системой редакционно-издательской деятельности можно познакомиться, пройдя по ссылке:

https://school56.org/metodicheskaya-kopilka/programma-professional-56

-

Название модуля: «Конкурсное движение и “праздники успеха”»

-

Составляющие модуля Формы реализации Ресурсное обеспечение Инструменты оценки Условия адаптации в другие ОУ
«Праздники успеха»

Фестивали:

«Фестиваль открытых уроков» («Молодость и мастерство», «Эталон»)

«Фестиваль успешных проектов»

(краткое описание – см. под таблицей).

Праздники:

«Достояние года» (БКЗ «Октябрьский»)

«Звездный час»

(Юсуповский дворец).

Технопарк гимназии.

Ресурсы партнеров, на базе которых проводятся праздники.

Анализ открытых уроков.

Анализ включенности педагогов в фестивальное движение гимназии.

Анкетирование

Возможность посещать открытые фестивальные мероприятия.

Консультации по организации и проведению «праздников успеха» (с учетом специфики ОУ).

Профессиональное конкурсное движение:

подбор конкурсов и сопровождение конкурсантов.

Мониторинг «конкурсных предложений» региона и РФ (служба научного сопровождения).

Консультативное сопровождение конкурсанта разными специалистами ОУ и (при необходимости) привлеченными специалистами.

Технопарк гимназии.

Анкетирование.

Собеседования.

Анализ включенности педагогов в конкурсное движение.

Анализ конкурсных документов.

Анализ результатов (независимых экспертных оценок).

Проведение консультаций, семинаров для других ОУ «Сопровождение учителя-конкурсанта: из опыта гимназии».

Консультации для других ОУ сотрудниками гимназии – экспертами региональных и всероссийских конкурсов.

           -

Фестиваль успешных проектов – относительно новый формат в рамках программы «Профессионал». Названный фестиваль направлен на демонстрацию педагогическому коллективу инновационного опыта отдельных сотрудников, методических и творческих объединений, служб и подразделений. Фестиваль проводится в течение двух первых дней после выхода педагогов из отпуска (август) и представляет собой систему мероприятий, позволяющих создать положительный настрой на работу, эмоционально привлекательную атмосферу сотрудничества, сотворчества, поощрения учителей-новаторов. Программа фестиваля определяется с учетом содержания и форматов презентуемых проектов и может включать выставки работ учителя и его учащихся, видео-стены (демонстрацию видео-презентаций), стендовые доклады, «актовые презентации» (для всего педколлектива), демонстрационные игры, квесты, мастер-классы по презентуемым проектам. Опыт трех лет проведения «Фестиваля успешных проектов» в августе демонстрирует неослабевающий к нему интерес, готовность педагогов презентовать накопленный опыт, эмоциональный подъем, обеспечивающий плодотворную работу в новом учебном году. Для организации «Фестиваля успешных проектов» задействуются и специально оформляются различные локации в ОУ, издается проспект фестиваля, используются официальные школьные СМИ.

Краткая характеристика результатов внедрения программы (количество педагогических работников – в среднем 350).

-

Параметр оценки

(«эффект»)

Ожидаемый (планируемый)

Полученный

2018-2019

2019-2020 2020-2021
Организационные эффекты Повышение мотивации педагогов к участию в модулях программы «по выбору». 69% от общего числа 76% 82%
Увеличение количества педагогов, участвующих в модуле «Индивидуальный образовательный маршрут». 54% 57% 63%
Увеличение количества партнерских программ, ориентированных на сопровождение профессионального развития педагогов.

4 программы

«Альфа-диалог»

ГМЗ «Петергоф»

СПбГУ

РГПУ

7 программ

«Альфа-диалог»

ГМЗ «Петергоф»

СПбГУ

РГПУ

ГБНОУ «Академия талантов»

ГБНОУ АЦТ

Изд-во «Самокат»

9 программ

«Альфа-диалог»

ГМЗ «Петергоф»

СПбГУ

РГПУ

«Академия талантов»

ГБНОУ АЦТ

Изд-во «Самокат»

ИТМО

ОЦ «Сириус»

Увеличение количества педагогов, включенных в организацию и проведение мероприятий в рамках программы «Профессионал». 58% 64% 71%
Комфортность среды Повышение комфортности профессиональной среды, удовлетворенности условиями труда, востребованностью опыта, успешностью учителя, отмечаемой администрацией и коллегами, предоставление возможностей для профессионального роста.

Определяется:

- анализом «анкет комфортности»,

- индивидуальными собеседованиями администрации с педагогами,

- удовлетворенностью работой учителя со стороны учеников и родителей,

- востребованностью опыта учителя у коллег, в региональном и всероссийском сообществе.

Увеличение участников профессиональных педагогических конкурсов. 24% 42% 54%
Повышение конкурентоспособности участников профессиональных педагогических конкурсов

Призеры и победители -

78% от числа участников

Призеры и победители -

81% от числа участников

Призеры и победители -

90% от числа участников

Инновационные эффекты Увеличение количества педагогов, участвующих в реализации общешкольных инновационных проектов. 75% 82% 92%
Увеличение количества педагогов, участвующих в инновационной деятельности в качестве авторов-разработчиков проектов и продуктов. 47% 58% 69%
Увеличение количества педагогов, участвующих в диссеминации инновационного опыта. 59% 70% 78%

«Рыночный эффект»

Востребованность программы в педагогическом сообществе

Увеличение количества запросов от ОУ региона и РФ, Центров непрерывного педагогического образования, институтов постдипломного образования, педагогических вузов и организаций СПО, редколлегий профессиональных изданий на презентацию и публикацию опыта по тематике программы «Профессионал».

РГПУ

1 семинар в год

РГПУ

3 семинара в год

РГПУ

3 семинара в год, 1 мастер-класс для аспирантов

ЧГПУ

4 семинара

Институты постдиплом-ного образования РФ

- 5

по тематике

Институты постдиплом-ного образования РФ

- 8 по тематике

Институты постдиплом-ного образования

РФ

- 9 по тематике

Центры непрерывного педагогичес-кого образования, партнерские организации

6

по тематике

Центры непрерывного педагогичес-кого образования, партнерские организации

8 по тематике

Центры непрерывного педагогического образования, партнерские организации

8 по тематике

Мастер-классы и презентации по тематике

4

Мастер-классы и презентации по тематике

5

Мастер-классы и презентации по тематике

7

Консультиро-вание администра-тивных команд ОУ по тематике программы

7 ОУ.

Консультиро-вание администра-тивных команд ОУ по тематике программы

8 ОУ.

Консультиро-вание администра-тивных команд ОУ по тематике программы

14 ОУ.

Публикации по тематике

- 5

Публикации по тематике

- 11

Публикации по тематике

- 12

             

-

Показателем востребованности программы «Профессионал» на момент участия в конкурсе «Вектор качества образования» могут выступать запланированные на февраль-июнь 2022 года мероприятия по тематике «Программы» (в очном, дистанционном и смешанном форматах):

  • региональный уровень – 5 мероприятий (суммарно – около 300 участников);
  • межрегиональный уровень – 6 мероприятий (около 200 участников);
  • всероссийский уровень – 3 мероприятия (около 200 участников).

Мероприятия по тематике программы «Профессионал» включены в программы методической работы с кураторами ОЦ «Сириус» (июнь, август 2022 года, суммарно – более 50 педагогов), в программы практик и стажировок студентов РГПУ им. А.И.Герцена и ЧГПУ на 2022-2023 учебный год (суммарно – более 200 студентов).

Примечание: анализ внедрения третьей версии программы «Профессионал» в Академической гимназии №56 демонстрирует стойкую положительную динамику как качественных, так и количественных показателей. Вместе с тем, авторы-разработчики ориентируются и на «зону ближайшего развития» учителя, и на так называемый «отсроченный результат», который в нашем случае определяется:

  • стабильной положительной динамикой образовательных результатов обучающихся;
  • стабильной эмоциональной комфортностью, которую определяет как сам учитель, так и руководители ОУ (включая руководителя ППМС-центра);
  • стабильной добровольной включенностью в реализацию программ и проектов ОУ и инициативностью педагогов;
  • готовностью к непрерывному профессиональному развитию – коррекции индивидуального маршрута профессионального развития.
СКАЧАТЬ >>>

Заявка

на участие во всероссийском конкурсе «Вектор качества образования» (Карта инновации)
СКАЧАТЬ >>>

-

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес