ВАСИЛЬЕВА Алина Игоревна Международный фестиваль детского творчества |
ЛЮБИТЬ? ДА! И ЗАЩИЩАТЬ!
(ЭССЕ)
Ты навсегда обладаешь лишь тем, что имел в детстве.
Тонино Гуэрра
Сколько же всего написано о ДЕТСТВЕ! Стихотворения и проза. Философские очерки и педагогические статьи. Психологические наблюдения и «рецепты» для родителей… Все это о детстве. И о детях.
Введем в любой интернет-поисковик словосочетание «высказывания/цитаты о детстве» – получим даже не тысячи, а миллионы «предложений». Разумеется, с сайта на сайт переходят одни и те же «мысли великих». Но дело не в этом! Дело в том, что среди этих мыслей, мнений, точек зрения, замечаний и наблюдений есть много общего. И одно – главное. На мой взгляд, самое главное: детство – важнейший период жизни человека. Маленького человека, которого нужно не только любить и развивать. Которого нужно еще и защищать…
Да, детство – самая счастливая пора. Но и самое уязвимое, гибкое и, если так можно сказать, беззащитное время в жизни каждого. Время, когда происходящее вокруг определяет то, что происходит или будет происходить внутри нас. Прелесть ребенка в том, что он не ищет в вещах и явлениях злой умысел, а смотрят на мир широко раскрытыми глазами, воспринимает его душой нараспашку. Прелесть! И проблема одновременно: не травмировать, не ранить эту душу. И не обмануть глаза.
Любой ребенок, уверена, имеет право на помощь в том, что называют «становление личности». Имеет право на выбор друзей, интересов, занятий, круга чтения, наконец. В этом выборе ему, ребенку, не надо мешать. Но надо помочь. А порой – предостеречь. А сегодня – еще и защитить. Почему сегодня? Потому что в век «цифры» защита ребенку нужна как никогда, ведь в современном мире дети попадают не просто под влияние всемирной паутины, а в плен к ней и в рабство.
Кто даст право выбора? Кто поможет? Кто защитит? Конечно, в первую очередь родители. Это они определяют многое в нашей судьбе. Это они помогают определить нам моральные нормы и подсказывают приоритеты. Восприятие мира ребенком в значительной мере зависит от того, на что его «настраивают» родители. Дети, словно зеркала, отражают родительские принципы и отношение к миру. Известно же, что если отец и мать любят людей, жалеют слабых, уважают стариков, то ребенок чаще всего «отражает» эти лучшие качества. Словом, взрослым важно уметь распространять только «свет» с помощью этого своего «зеркала».
Вопрос о влиянии семьи (и шире – взрослых людей) на судьбу ребенка – один из центральных в отечественной и зарубежной литературе. Проблема взаимоотношений родителей и детей интересна была Рэю Брэдбери. Он обращается к ней, например, в рассказе «И всё-таки наш…».
Ребенок семьи Хорнов родился не обычным малышом, а… голубой пирамидкой с шестью щупальцами. Разумеется, перед нами метафора, помогающая автору заострить проблему. «Голубой пирамидкой» писатель «обозначает» того, кого сегодня принято называть «особый ребенок». Само собой, дети не в ответе за то, какими они родились. Вопрос лишь в том, как их, обычных и особых, примут родители. Как родители отнесутся к «уникальности», как обеспечат безопасность. Главное – закроют ли своего особого ребенка в доме-тюрьме или научат его любить мир, а мир – быть приветливым к нему, не такому, как все. Услышит ли он доброе слово? Или в его адрес будет жуткое: «Это какое-то чудище. Его надо уничтожить…» Несчастная пирамидка, как мы помним, подверглась издевательствам с первых минут жизни. «Это не человек, это святотатство!» – вот, что слышит герой практически сразу после своего рождения. Но ничто не заставит родителей изменить свое отношение к маленькой голубой пирамидке, ведь это их ребенок. Самое важное для автора и самое важное в реальной сегодняшней жизни – дать ребенку почувствовать себя защищенным, нужным. «Нет, я не заплакала, Пит, ведь это мой ребенок. Или будет моим. Слава богу, он не родился мертвый», – таковы первые слова матери, первые и такие важные слова. Финал рассказа, где мистер и миссис Хорн становятся такими же геометрическими фигурами, как и их ребенок, показывает читателю, что поддержка и любовь – самое ценное и важное, что могут дать маленькому человеку большие люди: «Но, какой он ни есть, он наш - мой и Полли. Он останется у нас. Я буду растить его, как растил бы любого ребенка. У него будет дом, семья. Я постараюсь его полюбить. И обращаться с ним буду, как положено». Я не случайно говорю здесь об этом замечательном рассказе: необычные дети должны получать столько же любви, столько же радости, такие же условия жизни, как и обыкновенные дети. Внутренняя особенность ребёнка не должна влиять на уровень его жизни, он не должен ощущать разницы в отношении к себе и другим детям, не должен думать, что его любят «из жалости».
Современный ребенок, дитя ХХI века, живет (к сожалению или к счастью – даже не знаю!) в двух мирах: мире реальном (мире природы, пения птиц, голосов людей, запахов деревни или города, красок осени и теплоты бабушкиных рук) и мире цифровом. В «поле» обычной жизни и инфополе. Да, сложно представить сегодняшний день без Интернета. Но еще сложнее создать вокруг себя благоприятное инфополе, такое, нахождение в котором не навредит и «выход» из которого будет безболезненным. И вообще – выход из которого БУДЕТ! Увы, порой «дети в Интернете» принимают преподносимое им за действительное, единственно правильное, безальтернативное. Настоящее и неоспоримое. Что, конечно, далеко не всегда верно. От этого-то у детей и начинаются «болезни»: страдает самооценка, зарождаются комплексы от увиденной «идеальной картинки», нарушается понимание, «что такое хорошо и что такое плохо». Появление ложных кумиров только усиливает ощущение собственного несовершенства, даже негодности. Эти «цифровые» кумиры сбивают с толку. А еще становятся властителями дум, вытесняя нормальные (мудрые, добрые, разумные) советы друзей и родителей. А еще эти «сетевые» кумиры «вычищают» из сознания ребенка все хорошее, воспитывают нетерпимость и жестокость. Так рождаются интернет-хулиганы, ведь они часто угрожают другим, «несетевым» детям, выделяющимся на фоне сверстников. Эти «другие» подвергаются буллингу и кибербуллингу. Начитанный, эрудированный ребенок становится «зазнайкой», которого надо проучить, ребенок со значительным количеством спортивных или творческих достижений – выскочкой, которого «поставим-ка на место», а ребенок с особыми возможностями здоровья – уродом, с которым никто не хочет не то что общаться, не хочет рядом сидеть. Кибербуллинг травмирует обе стороны: и обижаемого, и обижающего, ведь последний теряет лучшие качества человеческие.
Сегодня буллинг стал модной темой для обсуждений. А ведь еще Брэдбери предостерегал от него своих читателей. Вот рассказ «Всё лето в один день». Вот Марго, героиня этого рассказа. Она не была обычной девочкой, она видела больше, чем остальные, была более чуткой и хрупкой. «Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски», – такой представляет нам героиню автор. «Она не такая, как все. Идругие дети тоже это чувствовали и сторонились ее». Дети завидовали жизни Марго, поэтому были к ней жестоки: «Говорили, что на будущий год отец с матерью отвезут ее назад на Землю – это обойдется им во много тысяч долларов, но иначе она, видимо, зачахнет. И вот за все эти грехи, большие и малые, в классе ее невзлюбили. Противная эта Марго, противно, что она такая бледная немочь, и такая худющая, и вечно молчит и ждет чего-то, и, наверно, улетит на Землю…» Брэдбери показывает распространенное сегодня явление: в детском коллективе находится не похожий на всех ребенок. Он-то и становится жертвой коллективной травли. Схожий замысел можно найти в повести Владимира Железникова «Чучело», рассказе Владимира Короленко «Слепой музыкант», книге Лидии Царской «Записки маленькой гимназистки». Не только замысел, но и важнейшую идею: взрослые должны стать защитниками детей.
Как победить буллинг? Наверное, одного универсального решения нет. Мне кажется, можно читать добрые книги. Не обязательно светлые и радостные. Может, и непростые, тяжелые. Но такие, которые не позволят думать о жестокости и унижении слабого. Те, которые на ошибках литературных героев покажут неприглядность и невозможность любого насилия.
Как победить кибербуллинг? Как не дать миру цифровому вытеснить мир настоящий, реальный, человеческий? Даже если ребенок читает книги, Интернет-то остается доступным каждому. И информация, находящаяся в открытом доступе, сегодня никак не рассортирована, часто не подвергается цензуре. А некоторые родители и сами просто-напросто суют детям в руки эту «цифру». Суют, чтобы заняться собой, своими делами. Чтобы не плакал, не отвлекал…
Мне кажется, ребенок должен знакомиться с Интернетом, когда он готов, а не когда ему захотелось. Именно ГОТОВ! А еще, когда ему рассказали, что Интернет может быть интересной «школой», где есть развлекательно-познавательные программы, учебные порталы, интересные статьи и репортажи, позволяющие путешествовать, например, по разным странам, «ходить на экскурсии» в лучшие музеи мира… Если этого не случится, ребенок окажется один посреди миллионов террабайт информации. Как достоверной, так и ложной, обидной, жестокой. Именно сегодня роль взрослых – это роль защитников, которые должны оберегать детей от «дурного» контента. Защищать от «цифры», которая убивает атмосферу новых открытий. Под опасными сайтами я подразумеваю видеоигры, пропагандирующие жестокость и насилие, сайты с экстремистскими материалами, издевательским отношением к животным и людям и другие неприемлемые для просмотра материалы. К хорошему же контенту я отношу видео-уроки, онлайн библиотеки, энциклопедии и даже школы.
В качестве эпиграфа к своему эссе я взяла слова Тонино Гуэрры – мудрого итальянского писателя и сценариста. Да, детство очень многое дает ребенку. Дает то, чем он «обладает» (пользуется, распоряжается, подпитывается) всю жизнь. Чтобы ребенок обладал хорошим, настоящим, высоким, взрослые должны любить ребенка. Любить! И непременно защищать мир детства. Да, именно так: ЛЮБИТЬ и ЗАЩИЩАТЬ!
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...