Лариса Анатольевна ДЕЕВА, Ирина Георгиевна НАЗАРОВА,
учителя английского языка ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
-
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-Х, 6-Х И 7-Х КЛАССАХ
(Методическое пособие)
-
Пояснительная записка
Общая характеристика учебной ситуации относительно навыка письма
Работая в средней школе с учениками 5-7 классов, мы столкнулись со следующей проблемой: наши ученики имеют серьёзные сложности в формировании навыка письма. Причём, речь идёт о ребятах, мотивированных учится. Значит, причина тому не в отсутствии интереса и прилежания у учеников, а в объективных трудностях, которые возникают при формировании у ребят навыка письменной речи.
Исследуя эту проблему, мы нашли подтверждение своим предположениям. Ситуация развивалась по классическому сценарию. Ребята, в целом, неплохо справляются с репродуктивными навыками (чтение, аудирование), но испытывают значительное затруднение, если задание связано с написанием письма (открытки, короткого рассказа) или подготовкой устного сообщения (монолога) или беседы (диалога). Как известно, письмо и говорение – это продуктивная речевая деятельность, и она объективно сложнее, чем репродуктивная.
Этот факт, к сожалению, неизбежен в большинстве случаев и закономерен, т.к. продуктивные виды речевой деятельности предъявляют ученику владение несколькими навыками одновременно. При написании письма или попытке говорить в рамках предложенного контекста, ученик должен удержать в фокусе несколько навыков, без которых письмо и говорение попросту теряют смысл:
- умение концентрироваться на цели
- умение учитывать предложенные обстоятельства при написании письма или подготовке к устному сообщению.
- умение применять изученные грамматические правила, структуры и конструкции
- владение лексикой в предлагаемом объёме
- умение произнести звуки правильно, и сохранить при этом нужную интонацию
- умение следовать логике изложения в стремлении быть понятым верно.
Что касается формирования навыка устной речи – здесь удачно корректируют ситуацию наши сборники с устными темами, бренд нашей гимназии. Однако, проблема формирования навыка письма требовала найти путь её решения.
Способ решения проблемы
Летом в 2013 году МО средней школы приняло решение разработать методическое пособие для формирования навыка письма у учащихся 5-7 классов. Тому способствовала учебная ситуация в средней школе – новый учебник Challengesбыл взят в дополнение к основному курсу изучения английского языка. Таким образом, наличие методического пособия, разработанного на базе УМК Challenges, могло бы существенно помочь как учителям, так и ученикам. Причём это пособие должно отвечать следующим требованиям:
- Простота и удобство в использовании всеми учителями во всех группах, со всеми детьми.
- Чёткий и понятный формат, приближающий ребят к формату личного письма (ОГЭ, ЕГЭ).
- Единство критериев в оценивании письменных работ.
Разработчики приняли решение отойти от жёсткого формата ОГЭ и ЕГЭ относительно объёма письма. Наша задача – научить писать личное письмо, следуя логике этого формата. На этапе обучения иностранному языку в средней школе, подсчёт слов и стремление любым способом попасть в требуемый размер, могут, скорее, навредить. Составители данного пособия учли психологические особенности возраста, искреннюю заинтересованность у многих ребят новым видом деятельности или же страх у неуверенных учеников. Поэтому объём письма может варьироваться от небольшого, до внушительного, в зависимости от способностей и писательского таланта автора (ученика).
-
Рекомендуемые этапы работы
Следует учитывать, что с помощью данного пособия можно и учить писать письмо и контролировать результат. Необходимо проводить этот тип сложный вид работы на сдвоенных занятиях, где у ребят будет возможность погружения в процесс написания письма.
Учитель, в свою очередь, имеет возможность снять все возможные сложности и обсудить детали (помочь) индивидуально каждому.
1 этап. Чтение письма-стимула вслух, обязательно с переводом на русский язык.
2 этап. Обсуждение задания
3 этап. Совместное изучение и обсуждение предложенного плана написания письма.
4 этап. Написание письма. Дети работают в индивидуальном режиме. Результат (письмо) важно сдать в этот же день учителю. Иначе объективность результата оказывается под сомнением.
В дальнейшем, когда ребята усвоят принцип написания письма, учитель может дать им возможность работать индивидуально, в своём режиме. Однако, это целиком зависит от учебной ситуации, уровня группы и отдельных учеников.
Использование учебников при написании письма
Использование учебников при написании письма – тоже на усмотрение учителя. Если помимо всего есть цель - контроль знания лексики наизусть, её правописание и применение, то в этом случае учебниками (словарями и прочими записями) пользоваться нельзя.
Если же цель – научить писать письмо и проконтролировать результат, учебники и словари разрешаются.
Типы письменных работ и формируемые навыки
За курс изучения английского языка ребята учатся писать не только письма другу, но и рассказы, ревю фильмов и книг, что отвечает требованиям ФГОС.
При системной работе с данным пособием у учеников формируются следующие навыки:
- описание человека (места, события, фотографии, погоды, итд.)
- описание своего отношения к человеку (событию, фильму, итд.)
- умение принять предложение или отказать, с объяснением причины
- умение рассказать о своих планах
- умение запросить информацию и расспросить о чём-либо
- умение грамотно и логично писать личное письмо, на основе усвоенного лексико-грамматического материала
Оценивание письма
Письмо оценивается по двум критериям: содержание и грамотность, что справедливо.
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
_
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...