Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

"Тундра" - конспект урока

«Природа России. Природная зона ТУНДРА»

Ход урока:

I Организационный момент:

   (Ученики заранее распределены  по группам. Основная форма работы – в малых группах)

II Повторение изученного материала:

 - Начинаем урок окружающего мира. Какую тему сейчас изучаем на уроках? (природа России)

 - О какой природной зоне говорили на предыдущих уроках? (о природе зоны Арктических пустынь)

     - У вас на столах лежат карточки с названиями животных. Разложите карточки, прочитайте названия животных на карточках. Посовещайтесь в группах, выберите название животного, которое является «лишним» в данной группе.

 - Прикрепите выбранную карточку на доску.ди болот дорог

полярный кит

морж

кайра

белый медведь

лемминг

полярный кит

морж

кайра

белый медведь

полярный волк

полярный кит

морж

кайра

белый медведь

северный олень

полярный кит

морж

кайра

белый медведь

песец

полярный кит

морж

кайра

белый медведь

полярная сова

 - Прочитайте названия животных на доске. Что их объединяет? (живут не в Арктике)

III  Работа над новым материалом:

А)  - Сегодня на уроке нам и предстоит узнать, где обитают эти животные. Нам предстоит путешествие в природную зону тундры.  В начале урока я хочу прочитать вам стихотворение ненецкого поэта Леонида Лапцуя. Он очень хорошо знал и ценил красоту родного края и воспел её в своих стихах.

«Кто не был в тундре нашего Ямала,

Не ночевал в снегу, прорыв нору,

Не шёл, когда над тропкой на ветру

Живая туча комаров плясала.

Когда, невесть откуда налетая,

Слепая вьюга не валила с ног,

Кто не искал среди болот дорог,

Как может он судить о нашем крае?...»

 - Надеюсь, что после урока мы с вами сможем судить о природе тундры.

- Итак, мы отправляемся в путешествие от южной границы зоны Арктических пустынь, до северной границы зоны лесов. (ПАНОРАМА)

Б) Карта природных зон:

 - Перед нами карта природных зон. Рассмотрите её внимательно. Каким цветом обозначена природная зона тундры?

 - Покажите на карте природную зону тундры. Где она расположена? (южнее зоны арктических пустынь, севернее зоны лесов, за полярным кругом…)

 - Природная зона тундры занимает площадь около 3 миллионов квадратных километров – природа её сурова и необычна.

 - Сегодня урок мне помогут провести три наших ученика. Они, готовясь вместе со мной к уроку, стали настоящими экспертами. Давайте внимательно послушаем первого эксперта.

В) Неживая природа тундры:

 - Я расскажу вам о неживой природе зоны тундра. Прошу вас внимательно слушать рассказ, рассматривать иллюстрации. По ходу слушания записывайте возникшие вопросы на бланке вопросов – ответов. (СЛАЙД ПО ЩЕЛЧКУ)

    «Южнее зоны Арктических пустынь, вдоль берегов морей Северного Ледовитого океана раскинулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесая равнина.

   Зима в тундре долгая и очень холодная. Морозы достигают до - 50°. В середине зимы около двух месяцев длится полярная ночь – солнце не поднимается больше суток над горизонтом. Время от времени вспыхивают полярные сияния. Зимой по- многу дней свирепствует пурга.

   Лето в тундре короткое и прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, а иногда даже выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает на 40 миллиметров в глубину, а дальше лежит слой многолетней мерзлоты, которая не пропускает дождевую и талую воду на глубину. С поверхности из-за низкой температуры вода испаряется медленно. Поэтому в тундре много озёр и болот, а почва влажная и очень бедна перегноем».

 - Вы внимательно слушали рассказ эксперта о неживой природе тундры. Вы записывали возникшие вопросы. Обсудите их в группе и выберите, пожалуйста, самый интересный вопрос.

 - Переверните жёлтую карточку №1 и узнайте, какая группа будет задавать вопрос эксперту. (1 вопрос эксперту от групп)

 - Вова приготовил вопросы и для вас. Переверните зелёную карточку №1 и посмотрите, какая группа будет отвечать на вопросы эксперта. (На доске вопросы от эксперта, оформленные в виде снежинок. 1 ученик от группы выбирает вопрос, читает вслух. Группы обсуждают вопрос. Отвечает 1 группа, остальные дополняют).

Г) – Мы познакомились с неживой природой тундры. Она влияет на жизнь растений и животных. Наш второй эксперт готов рассказать нам о растениях, характерных для зоны тундры.

 Ученик: я расскажу о тех растениях, которые характерны для природной зоны тундра. Записывайте , пожалуйста, ваши вопросы.

   «Для всего живого в тундре очень суровые условия. Но всё-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне Арктических пустынь. Деревья в тундре низкорослые: карликовая берёза, карликовая ива. Многие деревья стелются по земле, ведь у поверхности земли теплее и ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения, защищая их от морозов и ветров. Основными растениями тундры являются мхи и лишайники. Вокруг много ягодных кустарничков: морошка, голубика, брусника.

   Очень красива тундра весной. Здесь можно увидеть растение, которое характерно и для зоны Арктических пустынь – полярный мак. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через 3 – 4 месяца снег снова укроет землю».

   -  Слушая Ксению, вы готовились задать вопросы. Выберите в группе самый интересный вопрос. Переверните жёлтую карточку №2 и узнайте, какие группы зададут вопросы эксперту.

 - Ксюша тоже приготовила для вас вопросы. Переверните зелёную карточку №2 и узнайте, какой группе предстоит ответить на вопросы эксперта. (вопросы эксперта на доске в виде ягодки голубики).

Слайд – обобщение о растениях. О каком из этих растений не рассказала Ксения? (голубика, морошка, карликовая ива, ягель). Откройте учебники на с.90 и прочитайте про себя статью учебника. Как же называется это растение? Чем оно интересно?  Прочитайте. (Ягель или олений лишайник – основной корм для северных оленей).

 - Олени находят ягель даже зимой – по запаху. Ягель очень медленно растёт. Если олени съедают или вытаптывают ягель, то новый вырастает лишь через 15 лет.

Д)  - Ксения рассказала нам о растениях тундры. А я расскажу Вам о животных, которые характерны для природной зоны тундра. Многие из них занесены в Красную книгу России. (Игорь Спегальский)

   «Летом в природной зоне тундры трудно найти укрытие от комаров и мошек. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них много пищи.

    Растениями и насекомыми питаются утки и кулики, которые прилетают в тундру на лето. Другие птицы: белая сова, куропатка, краснозобая казарка, белый журавль – постоянно живут в тундре.

   Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. У него густой мех, широкие копыта. Живут северные олени стадами: так удобнее добывать пищу и защищаться от хищников.

   Например, от полярных волков, которые следуют за стадами северных оленей и охотятся на больных и ослабленных животных. Лапы полярного волка покрыты густой шерстью, напоминающей тапочки.

   Ещё одно хищное млекопитающее тундры – песец. На песцов охотятся люди ради красивого и ценного меха».

 - Надеюсь, что мой рассказ был полезен для вас. А теперь я готов ответить на ваши вопросы.

- Посовещайтесь в группах и выберите самый интересный вопрос, ответ на который вам хотелось бы получить.

 - Переверните жёлтую карточку №3 и узнайте, какая группа задаст вопрос эксперту.

 - Переверните зелёную карточку №3 и узнайте, кто будет отвечать на вопросы, которые хочет задать вам Игорь (вопросы на доске в виде фигурки оленя).

Следующий слайд – обобщение о животных.

 - Каких животных узнали на картинках? (северный олень, полярный волк, полярная сова).

 - Назовите номер животного, про которого Игорь нам не рассказал (№3 – лемминг)

 - Откройте учебники на с. 92. Прочитайте статью и приготовьтесь назвать это животное?

  - Давайте посмотрим маленький видеофрагмент об этом животном.

 - Что интересного узнали из сюжета о леммингах? (основная пища полярных сов и песцов. Если мало леммингов, то мало сов и песцов, интересно кормятся: час едят, а 2 часа - спят)

Е) Следующий слайд:

 - На этих иллюстрациях изображены растения и животные тундры. Нет ли лишних картинок?

 Лемминги, кайры, серый журавль, песец, белый медведь, ягель, полярный волк, полярная сова, комары.

- Используя изображения растений и животных (они есть у вас на партах) составьте различные цепи питания, характерные для тундры.

Ягель – северный олень – полярный волк

Мох – личинки комаров – серый журавль – полярный волк

мох – лемминги – полярная сова – полярный волк.

IV. Работа по обобщению:

 - Сегодня мы начали изучать природу тундры. Какие  плана изучения природной зоны нам удалось раскрыть? Дома я вас попрошу внимательно прочитать статью учебника о живой и неживой природе тундры, составить краткий опорный конспект в тетради, с помощью которого вы на следующем уроке расскажете о живой и неживой природе тундры.

 - Какие пункты плана нам ещё предстоит раскрыть? (занятия населения/урбанизация, проблемы природной зоны и охрана природы)

 - В конце урока я хочу показать вам маленький видеофрагмент (оленеводство).

  - Какое основное занятие населения тундры?

 - Оленеводство основное, но не единственное занятие людей, населяющих эту природную зону. Если Вам очень хочется узнать об этом раньше, попробуйте узнать и запишите в нашей рабочей тетради по изучению природных зон России.

 - Чему учились на уроке (задавать вопросы, отвечать на вопросы, находить информацию в учебнике, слушать друг друга).

 - О какой природной зоне говорили на уроке окружающего мира?

 - Закончить урок я  хочу ещё одним стихотворением Леонида Лапцуя. Послушайте и подумайте, какое явление природы описывает поэт?

«Когда полярным вечером весенним

Даль загоралась тысячью цветов,

Свет вспыхивал, то красен, то лилов,

Казалось мне, что это покрывало

С девичьих кос каштановых упало;

Оно пред взором свесилось моим,

Всё в ярких блёстках, в радугах багровых,

И рот раскрыв, я любовался им

На фоне красок севера суровых…»

                                             Л. Лапцуй

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес