«Природа России. Природная зона ТУНДРА»
Ход урока:
I Организационный момент:
(Ученики заранее распределены по группам. Основная форма работы – в малых группах)
II Повторение изученного материала:
- Начинаем урок окружающего мира. Какую тему сейчас изучаем на уроках? (природа России)
- О какой природной зоне говорили на предыдущих уроках? (о природе зоны Арктических пустынь)
- У вас на столах лежат карточки с названиями животных. Разложите карточки, прочитайте названия животных на карточках. Посовещайтесь в группах, выберите название животного, которое является «лишним» в данной группе.
- Прикрепите выбранную карточку на доску.ди болот дорог
полярный кит морж кайра белый медведь лемминг |
полярный кит морж кайра белый медведь полярный волк |
полярный кит морж кайра белый медведь северный олень |
полярный кит морж кайра белый медведь песец |
полярный кит морж кайра белый медведь полярная сова |
- Прочитайте названия животных на доске. Что их объединяет? (живут не в Арктике)
III Работа над новым материалом:
А) - Сегодня на уроке нам и предстоит узнать, где обитают эти животные. Нам предстоит путешествие в природную зону тундры. В начале урока я хочу прочитать вам стихотворение ненецкого поэта Леонида Лапцуя. Он очень хорошо знал и ценил красоту родного края и воспел её в своих стихах.
«Кто не был в тундре нашего Ямала,
Не ночевал в снегу, прорыв нору,
Не шёл, когда над тропкой на ветру
Живая туча комаров плясала.
Когда, невесть откуда налетая,
Слепая вьюга не валила с ног,
Кто не искал среди болот дорог,
Как может он судить о нашем крае?...»
- Надеюсь, что после урока мы с вами сможем судить о природе тундры.
- Итак, мы отправляемся в путешествие от южной границы зоны Арктических пустынь, до северной границы зоны лесов. (ПАНОРАМА)
Б) Карта природных зон:
- Перед нами карта природных зон. Рассмотрите её внимательно. Каким цветом обозначена природная зона тундры?
- Покажите на карте природную зону тундры. Где она расположена? (южнее зоны арктических пустынь, севернее зоны лесов, за полярным кругом…)
- Природная зона тундры занимает площадь около 3 миллионов квадратных километров – природа её сурова и необычна.
- Сегодня урок мне помогут провести три наших ученика. Они, готовясь вместе со мной к уроку, стали настоящими экспертами. Давайте внимательно послушаем первого эксперта.
В) Неживая природа тундры:
- Я расскажу вам о неживой природе зоны тундра. Прошу вас внимательно слушать рассказ, рассматривать иллюстрации. По ходу слушания записывайте возникшие вопросы на бланке вопросов – ответов. (СЛАЙД ПО ЩЕЛЧКУ)
«Южнее зоны Арктических пустынь, вдоль берегов морей Северного Ледовитого океана раскинулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток холодная безлесая равнина.
Зима в тундре долгая и очень холодная. Морозы достигают до - 50°. В середине зимы около двух месяцев длится полярная ночь – солнце не поднимается больше суток над горизонтом. Время от времени вспыхивают полярные сияния. Зимой по- многу дней свирепствует пурга.
Лето в тундре короткое и прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, а иногда даже выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает на 40 миллиметров в глубину, а дальше лежит слой многолетней мерзлоты, которая не пропускает дождевую и талую воду на глубину. С поверхности из-за низкой температуры вода испаряется медленно. Поэтому в тундре много озёр и болот, а почва влажная и очень бедна перегноем».
- Вы внимательно слушали рассказ эксперта о неживой природе тундры. Вы записывали возникшие вопросы. Обсудите их в группе и выберите, пожалуйста, самый интересный вопрос.
- Переверните жёлтую карточку №1 и узнайте, какая группа будет задавать вопрос эксперту. (1 вопрос эксперту от групп)
- Вова приготовил вопросы и для вас. Переверните зелёную карточку №1 и посмотрите, какая группа будет отвечать на вопросы эксперта. (На доске вопросы от эксперта, оформленные в виде снежинок. 1 ученик от группы выбирает вопрос, читает вслух. Группы обсуждают вопрос. Отвечает 1 группа, остальные дополняют).
Г) – Мы познакомились с неживой природой тундры. Она влияет на жизнь растений и животных. Наш второй эксперт готов рассказать нам о растениях, характерных для зоны тундры.
Ученик: я расскажу о тех растениях, которые характерны для природной зоны тундра. Записывайте , пожалуйста, ваши вопросы.
«Для всего живого в тундре очень суровые условия. Но всё-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне Арктических пустынь. Деревья в тундре низкорослые: карликовая берёза, карликовая ива. Многие деревья стелются по земле, ведь у поверхности земли теплее и ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения, защищая их от морозов и ветров. Основными растениями тундры являются мхи и лишайники. Вокруг много ягодных кустарничков: морошка, голубика, брусника.
Очень красива тундра весной. Здесь можно увидеть растение, которое характерно и для зоны Арктических пустынь – полярный мак. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через 3 – 4 месяца снег снова укроет землю».
- Слушая Ксению, вы готовились задать вопросы. Выберите в группе самый интересный вопрос. Переверните жёлтую карточку №2 и узнайте, какие группы зададут вопросы эксперту.
- Ксюша тоже приготовила для вас вопросы. Переверните зелёную карточку №2 и узнайте, какой группе предстоит ответить на вопросы эксперта. (вопросы эксперта на доске в виде ягодки голубики).
Слайд – обобщение о растениях. О каком из этих растений не рассказала Ксения? (голубика, морошка, карликовая ива, ягель). Откройте учебники на с.90 и прочитайте про себя статью учебника. Как же называется это растение? Чем оно интересно? Прочитайте. (Ягель или олений лишайник – основной корм для северных оленей).
- Олени находят ягель даже зимой – по запаху. Ягель очень медленно растёт. Если олени съедают или вытаптывают ягель, то новый вырастает лишь через 15 лет.
Д) - Ксения рассказала нам о растениях тундры. А я расскажу Вам о животных, которые характерны для природной зоны тундра. Многие из них занесены в Красную книгу России. (Игорь Спегальский)
«Летом в природной зоне тундры трудно найти укрытие от комаров и мошек. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них много пищи.
Растениями и насекомыми питаются утки и кулики, которые прилетают в тундру на лето. Другие птицы: белая сова, куропатка, краснозобая казарка, белый журавль – постоянно живут в тундре.
Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. У него густой мех, широкие копыта. Живут северные олени стадами: так удобнее добывать пищу и защищаться от хищников.
Например, от полярных волков, которые следуют за стадами северных оленей и охотятся на больных и ослабленных животных. Лапы полярного волка покрыты густой шерстью, напоминающей тапочки.
Ещё одно хищное млекопитающее тундры – песец. На песцов охотятся люди ради красивого и ценного меха».
- Надеюсь, что мой рассказ был полезен для вас. А теперь я готов ответить на ваши вопросы.
- Посовещайтесь в группах и выберите самый интересный вопрос, ответ на который вам хотелось бы получить.
- Переверните жёлтую карточку №3 и узнайте, какая группа задаст вопрос эксперту.
- Переверните зелёную карточку №3 и узнайте, кто будет отвечать на вопросы, которые хочет задать вам Игорь (вопросы на доске в виде фигурки оленя).
Следующий слайд – обобщение о животных.
- Каких животных узнали на картинках? (северный олень, полярный волк, полярная сова).
- Назовите номер животного, про которого Игорь нам не рассказал (№3 – лемминг)
- Откройте учебники на с. 92. Прочитайте статью и приготовьтесь назвать это животное?
- Давайте посмотрим маленький видеофрагмент об этом животном.
- Что интересного узнали из сюжета о леммингах? (основная пища полярных сов и песцов. Если мало леммингов, то мало сов и песцов, интересно кормятся: час едят, а 2 часа - спят)
Е) Следующий слайд:
- На этих иллюстрациях изображены растения и животные тундры. Нет ли лишних картинок?
Лемминги, кайры, серый журавль, песец, белый медведь, ягель, полярный волк, полярная сова, комары.
- Используя изображения растений и животных (они есть у вас на партах) составьте различные цепи питания, характерные для тундры.
Ягель – северный олень – полярный волк
Мох – личинки комаров – серый журавль – полярный волк
мох – лемминги – полярная сова – полярный волк.
IV. Работа по обобщению:
- Сегодня мы начали изучать природу тундры. Какие плана изучения природной зоны нам удалось раскрыть? Дома я вас попрошу внимательно прочитать статью учебника о живой и неживой природе тундры, составить краткий опорный конспект в тетради, с помощью которого вы на следующем уроке расскажете о живой и неживой природе тундры.
- Какие пункты плана нам ещё предстоит раскрыть? (занятия населения/урбанизация, проблемы природной зоны и охрана природы)
- В конце урока я хочу показать вам маленький видеофрагмент (оленеводство).
- Какое основное занятие населения тундры?
- Оленеводство основное, но не единственное занятие людей, населяющих эту природную зону. Если Вам очень хочется узнать об этом раньше, попробуйте узнать и запишите в нашей рабочей тетради по изучению природных зон России.
- Чему учились на уроке (задавать вопросы, отвечать на вопросы, находить информацию в учебнике, слушать друг друга).
- О какой природной зоне говорили на уроке окружающего мира?
- Закончить урок я хочу ещё одним стихотворением Леонида Лапцуя. Послушайте и подумайте, какое явление природы описывает поэт?
«Когда полярным вечером весенним
Даль загоралась тысячью цветов,
Свет вспыхивал, то красен, то лилов,
Казалось мне, что это покрывало
С девичьих кос каштановых упало;
Оно пред взором свесилось моим,
Всё в ярких блёстках, в радугах багровых,
И рот раскрыв, я любовался им
На фоне красок севера суровых…»
Л. Лапцуй
Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...