Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

1450-001Образовательные конкурсы и гранты   

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Понятийный аппарат младших школьников (часть 2)

Елена Евгеньевна ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга

-

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(СИСТЕМА РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ) - ЧАСТЬ 2

-

118118118118Аннотация

В данной методической разработке представлена серия уроков по русскому языку для учеников начальной школы. Структура и содержание курса соответствуют требованиям ФГОС. Организация образовательного процесса на занятиях обеспечивает приобретение ребенком двух важнейших интегрированных качеств личности: желание и умение учиться. Обучающиеся — активные участники образовательного процесса, так как выбранная форма сотрудничества, построенная на самостоятельной работе детей под руководством учителя, обеспечивает развитие мыслительных операций, формирование творческого мышления, произвольности всех психических процессов. Ученик в процессе обучения вовлечён в коллективное обсуждение поставленных проблем, анализа причин возникновения ошибок и их исследование. Материалы методической разработки направлены на решение следующих актуальных задач филологического образования: выработка у школьников представлений о связи исторического и современного облика слова с точки зрения орфографии; формирование орфографической зоркости; развитие духовной культуры, воспитание гражданских убеждений в процессе знакомства с историческими аспектами развития русского языка и формирование отношения к языку как национальной ценности; формирование коммуникативной компетентности и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В настоящее время огромное внимание при обучении русскому языку уделяется творческим видам работы, которые имеют большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Творческая деятельность способствует расширение культурного кругозора, эрудиции обучающихся, духовно-нравственной сферы, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению русского языка и родной культуры. Актуальность использования такого вида работы определяется потребностями современной лингводидактики. Внедрение методической разработкив практику работы с учащимися, занимающихся в центре развития детей, на занятиях повышенного уровня, позволяет решать актуальные задачи, определенные Национальным проектом «Образование» в части «Успех каждого ребенка».

Образовательные учреждения, работая в системе компетентностного подхода, особое внимание должны уделять развитию личности обучаемого, его деловых и творческих способностей. Таким образом, расширяются и задачи преподавания русского языка. Данная методическая разработка может быть использована как учителями общего, так и дополнительного образования. Материалы, вошедшие в методическую разработку, могут использоваться в урочной и внеурочной деятельности.

Введение

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Созданная система уроков выполняет следующие задачи, поставленные перед преподавателями учебного предмета «Русский язык»:

- понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

- осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

– овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

– овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

– использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

– развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Каждый урок в представляемой системе нацелен на «открытия» каждым ребенком своих конкретных знаний. Обучающийся не принимает их в готовом виде, работа на уроках ведется так, что требует от него поиска, размышления. Данный подход в обучении детей обеспечивается применением технологии деятельностного подхода, главным достоинством которого является наличие учебного делового сотрудничества.

На уроках ученикам предлагаются новые формы учебного взаимодействия: организуются совместные размышления (проблемный диалог), поиск, наблюдение, выдвижение гипотез, самостоятельное моделирование учебных ситуаций, что способствует развитию универсальных учебных действий учащихся.

Формирование совокупности УУД является актуальной задачей в структуре уроков, так как именно это обеспечивает компетенцию «научить учиться», а не простого освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Главная методическая цель системы уроков – создание условий для проявления познавательной активности и творческих способностей учеников при выполнении продуктивных заданий.

Цели данной методической разработки:

А) Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы деятельности.

Коммуникативные:

  • учитывать позиции партнера по общению или деятельности, слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками;

Регулятивные:

целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: анализ, синтез, формулирование проблемы, моделирование. Личностные: самообразование, самоопределение, формирование морально-этических норм.

Б) Содержательная – формирование языковой компетенций у обучающихся по основным разделам русского языка: фонетика, морфемика, морфология, орфография, синтаксис и пунктуация.

  • развитие предметных, метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся.

Структура уроков в представленной разработке соответствует деятельностной парадигме, в них прослеживаются следующие этапы:

· Мотивация к учебной деятельности.

  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  • Выявление места и причины затруднения.
  • Построение проекта выхода из затруднения.
  • «Открытие нового знания». Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности.

Эффективность обратной связи со всеми обучающимися обеспечивается чередованием различных видов деятельности.

Инновационность (содержательная новизна) методической разработки состоит в том, что она не привязана к какой-либо конкретной линейке учебников по русскому языку, имеет универсальный характер и может использоваться в разных образовательных «форматах»: урочном, внеурочном (кружки, клубы, занятия), формате дистанционной индивидуальной и групповой работы, формате самоподготовки школьников.

Система занятий тесно связана с содержательными требованиями обновленных ФГОС по русскому языку, при этом носит избыточный характер, что обуславливает ее ценность при углубленном изучении русского языка и тьюторского сопровождения обучающихся, ориентированных на высокие результаты на олимпиадах и конкурсах.

Практикоориентированный характер методической разработки состоит в первую очередь в том, что она дает возможность педагогу варьировать форматы и технологии использования материала, включать материалы отдельных разделов в урок и внеурочное занятие как иллюстративные, проблемно-поисковые, творческие; позволяет использовать практические материалы для подготовки контрольно-измерительных процедур (от небольших проверочных работ до итоговых четвертных и годовых зачетов), игр и квестов филологической и историко-культурной тематики. Кроме того, практикоориентированный характер комплекта определяется его доступностью, наглядностью, то есть предоставляет учащимся начальной школы «инструмент» самоподготовки к сложным темам по русскому языку, олимпиадам, конкурсам.

       В состав представленной системы уроков входит блок алгоритмов, нацеленных на структурирование и систематизацию знаний. Учитель может использовать данную серию алгоритмов:

  1. на уроках: как материал для изучения и повторения основных тем курса «Орфография» (2-4 классы); проблемно-поисковой работы (сопоставительный анализ, работа с текстовой информацией и др.), для работы в группах и парах сменного состава (взаимопроверка, тренинг к орфографическим минимумам, диктантам, тестам и др.), дидактические игры (игры форматов «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Пирамида», «Самый умный»);
  2. во внеурочной деятельности: использование Серии алгоритмов в рамках проектной деятельности школьников (проекты по фонетике, орфоэпии, орфографии – разработки справочников, буклетов, тренажеров), подготовки к заседаниям ученических клубов (по модели «Любители русской словесности» или «Говорим и пишем грамотно»);
  3. при индивидуальном КОНСУЛЬТАТИВНОМ сопровождении обучающихся: индивидуальные и групповые консультации, тренинги решения олимпиадных заданий; индивидуальное и групповое консультирование детей с ОВЗ, часто болеющих детей, детей-инофонов, испытывающих затруднения при освоении языка (в первую очередь – орфографии);
    1. в воспитательной работе: при подготовке классных часов, квестов, связанных с русским языком и культурой речи.
       

Курс состоит из 26 занятий. При желании темы могут быть дублированы или укрупнены.

Содержание:

1. Введение. Принципы русской фонетики. Гласные и согласные звуки. Особенности йотированных гласных. Произношение и написание.

Входная диагностическая работа

2. Транскрипция. Фонетический анализ слова. Обозначение на письме мягких согласных звуков. Роль ь и ъ.

Работа с текстом: структура текста.

3. Состав слова. Корень. Однокоренные слова.

Работа с текстом. План текста.

4. Состав слова. Корень. Безударные гласные в корне.

Работа с текстом. Составление текста по заданному плану.

5. Состав слова. Корень. Правописание безударных гласных в корне слова.

Работа с текстом. Деформированный текст.

6. Состав слова. Корень. Парные согласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова.

Работа с текстом. Типы текста

7. Состав слова. Корень. Непроизносимые согласные в корне слова.

Работа с текстом. Текст – описание.

8. Состав слова. Приставка. Приставки и предлоги.

Работа с текстом. Текст- описание.

9. Состав слова. Приставка. Правописание приставок (за-, на-, над; до-, о-, об-, от-, по, под-, про-; пре-, при).

Работа с текстом. Текст – повествование.

10.Состав слова. Суффикс. Правописание суффиксов имен существительных

(-ек-, -ик-, -ок-, -ец-, -иц-, -инк, -енк-), сочетаний -ичк-, -ечк-.

Работа с текстом. Текст – повествование.

Промежуточная работа

11. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Работа с текстом. Текст – рассуждение.

12. Имя существительное. Общее значение. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Работа с текстом. Текст – рассуждение.

13. Имя существительное. Род и число имен существительных. Существительные общего рода и неизменяемые имена существительные. Три склонения имён существительных.

Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).

14. Имя существительное. Склонение имён существительных. Падежи. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы.

Работа с текстом

15. Имя существительное. Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения.

Работа с текстом - восстановление (орфография и пунктуация).

16. Имя существительное. Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3 склонения. Мягкий знак после шипящих у существительных 3 склонения.

Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).

17. Имя существительное. Словообразование имён существительных. Соединительные гласные. Правописание сложных имён существительных.

Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).

18. Имя прилагательное. Общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Работа с текстом - восстановление (орфография и пунктуация).

19. Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).

20. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

Работа с текстом.

21. Глагол. Неопределённая форма глагола. Роль глагола в предложении.

Работа с текстом.

22. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Постановка запятых при однородных членах предложения (при перечислении и перед союзами а, но).

Работа с текстом.

23. Повторение изученного материала.

Работа с текстом.

24. Повторение изученного материала.

Работа с текстом.

25. Итоговая работа.

26. Анализ работ.

Нормы орфоэпии (ударение и произношение)

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес