Елена Евгеньевна ЛАВРЕНТЬЕВА, учитель начальных классов
ГБОУ «Академическая Гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга
-
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(СИСТЕМА РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ) - ЧАСТЬ 2
-
Аннотация
В данной методической разработке представлена серия уроков по русскому языку для учеников начальной школы. Структура и содержание курса соответствуют требованиям ФГОС. Организация образовательного процесса на занятиях обеспечивает приобретение ребенком двух важнейших интегрированных качеств личности: желание и умение учиться. Обучающиеся — активные участники образовательного процесса, так как выбранная форма сотрудничества, построенная на самостоятельной работе детей под руководством учителя, обеспечивает развитие мыслительных операций, формирование творческого мышления, произвольности всех психических процессов. Ученик в процессе обучения вовлечён в коллективное обсуждение поставленных проблем, анализа причин возникновения ошибок и их исследование. Материалы методической разработки направлены на решение следующих актуальных задач филологического образования: выработка у школьников представлений о связи исторического и современного облика слова с точки зрения орфографии; формирование орфографической зоркости; развитие духовной культуры, воспитание гражданских убеждений в процессе знакомства с историческими аспектами развития русского языка и формирование отношения к языку как национальной ценности; формирование коммуникативной компетентности и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В настоящее время огромное внимание при обучении русскому языку уделяется творческим видам работы, которые имеют большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Творческая деятельность способствует расширение культурного кругозора, эрудиции обучающихся, духовно-нравственной сферы, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению русского языка и родной культуры. Актуальность использования такого вида работы определяется потребностями современной лингводидактики. Внедрение методической разработкив практику работы с учащимися, занимающихся в центре развития детей, на занятиях повышенного уровня, позволяет решать актуальные задачи, определенные Национальным проектом «Образование» в части «Успех каждого ребенка».
Образовательные учреждения, работая в системе компетентностного подхода, особое внимание должны уделять развитию личности обучаемого, его деловых и творческих способностей. Таким образом, расширяются и задачи преподавания русского языка. Данная методическая разработка может быть использована как учителями общего, так и дополнительного образования. Материалы, вошедшие в методическую разработку, могут использоваться в урочной и внеурочной деятельности.
Введение
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Созданная система уроков выполняет следующие задачи, поставленные перед преподавателями учебного предмета «Русский язык»:
- понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
- осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
– овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
– овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
– использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
– развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Каждый урок в представляемой системе нацелен на «открытия» каждым ребенком своих конкретных знаний. Обучающийся не принимает их в готовом виде, работа на уроках ведется так, что требует от него поиска, размышления. Данный подход в обучении детей обеспечивается применением технологии деятельностного подхода, главным достоинством которого является наличие учебного делового сотрудничества.
На уроках ученикам предлагаются новые формы учебного взаимодействия: организуются совместные размышления (проблемный диалог), поиск, наблюдение, выдвижение гипотез, самостоятельное моделирование учебных ситуаций, что способствует развитию универсальных учебных действий учащихся.
Формирование совокупности УУД является актуальной задачей в структуре уроков, так как именно это обеспечивает компетенцию «научить учиться», а не простого освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Главная методическая цель системы уроков – создание условий для проявления познавательной активности и творческих способностей учеников при выполнении продуктивных заданий.
Цели данной методической разработки:
А) Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы деятельности.
Коммуникативные:
- учитывать позиции партнера по общению или деятельности, слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками;
Регулятивные:
целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные: анализ, синтез, формулирование проблемы, моделирование. Личностные: самообразование, самоопределение, формирование морально-этических норм.
Б) Содержательная – формирование языковой компетенций у обучающихся по основным разделам русского языка: фонетика, морфемика, морфология, орфография, синтаксис и пунктуация.
- развитие предметных, метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся.
Структура уроков в представленной разработке соответствует деятельностной парадигме, в них прослеживаются следующие этапы:
· Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- «Открытие нового знания». Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Эффективность обратной связи со всеми обучающимися обеспечивается чередованием различных видов деятельности.
Инновационность (содержательная новизна) методической разработки состоит в том, что она не привязана к какой-либо конкретной линейке учебников по русскому языку, имеет универсальный характер и может использоваться в разных образовательных «форматах»: урочном, внеурочном (кружки, клубы, занятия), формате дистанционной индивидуальной и групповой работы, формате самоподготовки школьников.
Система занятий тесно связана с содержательными требованиями обновленных ФГОС по русскому языку, при этом носит избыточный характер, что обуславливает ее ценность при углубленном изучении русского языка и тьюторского сопровождения обучающихся, ориентированных на высокие результаты на олимпиадах и конкурсах.
Практикоориентированный характер методической разработки состоит в первую очередь в том, что она дает возможность педагогу варьировать форматы и технологии использования материала, включать материалы отдельных разделов в урок и внеурочное занятие как иллюстративные, проблемно-поисковые, творческие; позволяет использовать практические материалы для подготовки контрольно-измерительных процедур (от небольших проверочных работ до итоговых четвертных и годовых зачетов), игр и квестов филологической и историко-культурной тематики. Кроме того, практикоориентированный характер комплекта определяется его доступностью, наглядностью, то есть предоставляет учащимся начальной школы «инструмент» самоподготовки к сложным темам по русскому языку, олимпиадам, конкурсам.
В состав представленной системы уроков входит блок алгоритмов, нацеленных на структурирование и систематизацию знаний. Учитель может использовать данную серию алгоритмов:
- на уроках: как материал для изучения и повторения основных тем курса «Орфография» (2-4 классы); проблемно-поисковой работы (сопоставительный анализ, работа с текстовой информацией и др.), для работы в группах и парах сменного состава (взаимопроверка, тренинг к орфографическим минимумам, диктантам, тестам и др.), дидактические игры (игры форматов «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Пирамида», «Самый умный»);
- во внеурочной деятельности: использование Серии алгоритмов в рамках проектной деятельности школьников (проекты по фонетике, орфоэпии, орфографии – разработки справочников, буклетов, тренажеров), подготовки к заседаниям ученических клубов (по модели «Любители русской словесности» или «Говорим и пишем грамотно»);
- при индивидуальном КОНСУЛЬТАТИВНОМ сопровождении обучающихся: индивидуальные и групповые консультации, тренинги решения олимпиадных заданий; индивидуальное и групповое консультирование детей с ОВЗ, часто болеющих детей, детей-инофонов, испытывающих затруднения при освоении языка (в первую очередь – орфографии);
- в воспитательной работе: при подготовке классных часов, квестов, связанных с русским языком и культурой речи.
- в воспитательной работе: при подготовке классных часов, квестов, связанных с русским языком и культурой речи.
Курс состоит из 26 занятий. При желании темы могут быть дублированы или укрупнены.
Содержание:
1. Введение. Принципы русской фонетики. Гласные и согласные звуки. Особенности йотированных гласных. Произношение и написание.
Входная диагностическая работа
2. Транскрипция. Фонетический анализ слова. Обозначение на письме мягких согласных звуков. Роль ь и ъ.
Работа с текстом: структура текста.
3. Состав слова. Корень. Однокоренные слова.
Работа с текстом. План текста.
4. Состав слова. Корень. Безударные гласные в корне.
Работа с текстом. Составление текста по заданному плану.
5. Состав слова. Корень. Правописание безударных гласных в корне слова.
Работа с текстом. Деформированный текст.
6. Состав слова. Корень. Парные согласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова.
Работа с текстом. Типы текста
7. Состав слова. Корень. Непроизносимые согласные в корне слова.
Работа с текстом. Текст – описание.
8. Состав слова. Приставка. Приставки и предлоги.
Работа с текстом. Текст- описание.
9. Состав слова. Приставка. Правописание приставок (за-, на-, над; до-, о-, об-, от-, по, под-, про-; пре-, при).
Работа с текстом. Текст – повествование.
10.Состав слова. Суффикс. Правописание суффиксов имен существительных
(-ек-, -ик-, -ок-, -ец-, -иц-, -инк, -енк-), сочетаний -ичк-, -ечк-.
Работа с текстом. Текст – повествование.
Промежуточная работа
11. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Работа с текстом. Текст – рассуждение.
12. Имя существительное. Общее значение. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Работа с текстом. Текст – рассуждение.
13. Имя существительное. Род и число имен существительных. Существительные общего рода и неизменяемые имена существительные. Три склонения имён существительных.
Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).
14. Имя существительное. Склонение имён существительных. Падежи. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы.
Работа с текстом
15. Имя существительное. Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения.
Работа с текстом - восстановление (орфография и пунктуация).
16. Имя существительное. Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3 склонения. Мягкий знак после шипящих у существительных 3 склонения.
Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).
17. Имя существительное. Словообразование имён существительных. Соединительные гласные. Правописание сложных имён существительных.
Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).
18. Имя прилагательное. Общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Работа с текстом - восстановление (орфография и пунктуация).
19. Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Работа с текстом- восстановление (орфография и пунктуация).
20. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
Работа с текстом.
21. Глагол. Неопределённая форма глагола. Роль глагола в предложении.
Работа с текстом.
22. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Постановка запятых при однородных членах предложения (при перечислении и перед союзами а, но).
Работа с текстом.
23. Повторение изученного материала.
Работа с текстом.
24. Повторение изученного материала.
Работа с текстом.
25. Итоговая работа.
26. Анализ работ.
Нормы орфоэпии (ударение и произношение)
Образовательные конкурсы и гранты
Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA 

Много общаетесь?
Присоединяйтесь:Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...