Много общаетесь?

Делитесь, переписывайтесь, дискутируйте...

НОВОЕ НА САЙТЕ:

Дни науки в Академической гимназии № 56    

Перейти

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

edt1Е.Д. Тенютина - методический руководитель и куратор сайта NOVA     

Связаться

Xpert Tabs (2)

Подготовка ко всероссийской олимпиаде

Надежда Александровна БЕСЯДОВСКАЯ
учитель английского языка, педагог дополнительного образования 
ГБОУ "Академическая гимназия № 56" Санкт-Петербурга 

-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ПРОЦЕСЕ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ. РЕПРОДУКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ 
(МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

-

0387

Подготовка школьников к олимпиаде по английскому языку – процесс сложный и многоуровневый. Для обеспечения качественной и полноценной подготовки необходимо решить целый ряд задач, одна из важнейших – подбор материалов для тренировки. В рамках данной статьи мы рассмотрим, насколько эффективно использовать для этого тесты ряда международных экзаменов и Единого государственного экзамена, какие трудности возникают в процессе использования готовых тестов, как можно с ними справиться. Мы представляем наблюдения и осмысление данной проблемы с точки зрения тренера-практика, понимаем неизбежность появления некорректных терминов и неточностей, связанных с ограниченностью данной позиции.

Мы ограничимся сопоставлением тестовых материалов Кембриджских экзаменов FCE (First Certificate in English) – уровень B2 по шкале Совета Европы, CAE (Cambridge Advanced English) – уровень С1 по шкале Совета Европы, CPE (Cambridge Proficiency English) – уровень С2 по шкале Совета Европы; экзамена IELTS и Единого государственного экзамена – уровень B2-С1 по шкале Совета Европы с материалами регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку – уровень B2-С1 по шкале Совета Европы. Мы анализировали материалы регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние пять лет, за исключением аспектов Письмо и Говорение, где охват материала расширяется до семи лет.

Всероссийская Олимпиада школьников по английскому языку состоит из четырех конкурсных испытаний: интегрированный конкурс Аудирования и Чтения (понимания устного и письменного текста), Лексико-грамматический тест, Письмо, Говорение (устная речь). Конкурсы Аудирование (понимание устного текста) и Чтение (понимание письменного текста) были объединены с 2011 года [1]. В данной статье мы рассмотрим только репродуктивные конкурсы, т.е. конкурс Аудирования и Чтения, Лексико-грамматический тест.

Рассматриваемые нами международные экзамены и экзамен ЕГЭ состоят из пяти аспектов: Аудирование и Чтение разделены. Исключение составляет экзамен IELTS, в котором нет Лексико-грамматического теста. Для удобства мы рассмотрим все аспекты отдельно, следуя структуре экзаменов. Также мы рассмотрим возможные способы решения проблем непосредственно после описания каждого аспекта. Приводимая статистика совпадения экзаменационных тестов с материалами олимпиады – чистая условность, которая, при этом, является яркой и наглядной иллюстрацией наших наблюдений.

Аспект Аудирование (понимание устного текста)

Первый аспект, к которому мы обратимся – понимание устного текста. На Всероссийской олимпиаде в этом аспекте встречаются задания трех типов: классификация утверждений как «верное» или «неверное», множественный выбор, классификация утверждений как «выраженное» или «невыраженное» в аудио тексте и/или в тексте для чтения. В первом типе задания количество вопросов может быть пять или десять, текст слушают один или два раза. Такая разновидность задания встречается только на экзамене ЕГЭ, однако, учащиеся выбирают из трех вариантов: «верное», «неверное» или «информации нет». На экзамене текст всегда слушают два раза. Второй тип задания встречается во всех рассматриваемых нами экзаменах с тем лишь отличием, что оно составлено на базе диалога, а не монолога. Что касается задания третьего типа, оно является уникальным, ни в одном из рассматриваемых экзаменах не встречается.

Для отработки навыков понимания устного текста мы используем следующие приемы. Материалы ЕГЭ используются для тренировки первого типа задания. Тот факт, что само задание сложнее, компенсируется тем, что уровень текстов ниже, чем на олимпиаде. Также мы привлекаем задания по чтению, чтобы разобрать трудности и нюансы выбора из двух возможных вариантов. Второй тип задания является самым знакомым для учащихся. Монолог обычно проще воспринимается, чем диалог. Последнее интегрированное задание на понимание устного и письменного текста является уникальным, вследствие чего, и самым сложным. Учащиеся должны прочитать письменный текст, затем прослушать устный текст на эту же тему, после этого классифицировать утверждения как «упомянуто в обоих текстах», «упомянуто только в аудио тексте», «упомянуто только в письменном тексте», «нигде не упомянуто». Трудности возникают, во-первых, в связи с тем, что задание составлено на базе монологического высказывания на научно-популярную тему: физика, биология, экология и т.д. [2]. Такие тексты используются только в третьем задании раздела Аудирование и только в экзамене IELTS, что означает очень ограниченный круг учащихся, которые когда-либо сталкивались с подобным содержанием на иностранном языке. И если о пестицидах школьники имеют некоторое представление, то бозон Хиггса вызывал серьезные затруднения в понимании текста. При работе с текстами задание формально можно рассматривать как отдельно устный текст, отдельно письменный. Тогда задача кажется очень простой: классификация утверждений как «упомянуто», «не упомянуто». Но как только мы пытаемся соотнести результаты, возникает вопрос соответствия или несоответствия синонимов, решить который однозначно подчас просто невозможно. Вследствие чего возникает проблема индивидуальной трактовки, горячие споры на разборе заданий, которые, к сожалению, ни к чему не приводят.

Если переводить все вышесказанное на сухой язык цифр, то почти половина (45%) материалов конкурса понимания устной речи является уникальной. Из материалов рассматриваемых международных экзаменов мы можем использовать только задание второго типа (множественный выбор) с оговоркой замены диалога на монолог. Дополнительно мы можем использовать материалы ЕГЭ для работы с заданием первого типа (классификация утверждений как «верное» или «неверное»), с поправкой на отсутствие категории «не упомянуто». Использование заданий других разделов (Понимание письменного текста – для тренировки заданий первого типа) способствует, но не решает существующую проблему. Для тренировки последнего задания можно использовать только третье задание раздела аудирования IELTS, к которому необходимо самостоятельно подбирать письменные тексты и формулировать вопросы, что представляет серьезные трудности.

Аспект Чтение (понимание письменного текста)

Следующий аспект, который мы рассмотрим – понимание письменного текста, или, Чтение. В материалах Всероссийской олимпиады встречаются следующие типы заданий. Первое – выбор ответа из предложенных вариантов. Дано 10 вопросов, по 4 варианта ответа в каждом. Второй тип задания – соотнесите утверждения с частями текста, в которых они упомянуты. Дано 15 утверждений и от пяти до восьми частей текста или отдельных текстов. Третий – заполнение пропусков удаленными предложениями из текста (дано пять предложений, четыре пропуска). Четвертый – соотнесение частей утверждения. Пятый – классификация утверждений как «верное», «неверное» или «информации нет» (пять вопросов). Шестой - классификация утверждений как «выраженное» или «невыраженное» в аудио тексте и/или в тексте для чтения (десять - пятнадцать вопросов).

Первый и второй тип задания встречаются в аспекте понимания письменного текста во всех рассматриваемых нами экзаменах. В первом типе заданий различается количество вопросов и количество предложенных вариантов ЕГЭ (7 вопросов 3 варианта), FCE [3] (8 вопросов, 4 варианта), CAE [4] (3 текста по 2 вопроса к каждому - 6 вопросов, 4 варианта и один текст) [5], CPE [6] (7 вопросов по 4 варианта), IELTS [7] (4 варианта, количество вопросов может отличаться). Во втором типе различается количество вопросов и количество частей текста или текстов ЕГЭ (7 текстов, 8 заголовков), FCE (15 утверждений, 4 части), CAE (15 утверждений, 6 частей текста), CPE (5 текстов 10 утверждений), IELTS (количество вопросов и параграфов может отличаться). Третий тип задний – заполнение пропусков удаленными предложениями из текста – встречается только в экзамене FCE, где нужно вставить 7 предложений или заголовков. Однако вариации этого задания есть в экзаменах ЕГЭ, CAE и CPE. Отличие в том, что в первом необходимо вставить части предложений (7 пропусков, 8 вариантов), а в последних двух – удаленные параграфы (6 пропусков, 7 вариантов и 7 пропусков, 8 вариантов соответственно). Четвертая и пятая разновидность заданий встречается только в экзамене IELTS. И последняя, шестая разновидность задания, о которой мы подробно говорили в разделе понимание устного текста, является уникальной и встречается только в заданиях Всероссийской олимпиады.

Если рассматривать процентное соотношение применения различных экзаменационных тестов, наиболее полезными оказываются материалы экзамена IELTS, которые покрывают около четверти возможных вариантов заданий, процент участия других экзаменов варьируется от 15% до 18%. И все же остается примерно пятая часть уникальных материалов, для тренировки которых педагогам и тренерам приходится разрабатывать задания самостоятельно.

Аспект Лексико-грамматический тест

Третий аспект – лексико-грамматический тест, является самым богатым с точки зрения разнообразия заданий и самым непредсказуемым с точки зрения конкретного наполнения каждого этапа. Первая разновидность задания, соотнесение, имеет две модификации: соотнесение частей утверждения и соотнесения слов и выражений с объяснениями. Вторая разновидность - множественный выбор, третья – словообразование, четвертая – поиск лишнего слова в строке, пятая - расшифровка аббревиатур, шестая - поиск слов, спрятанных «на стыке» других слов. Седьмая разновидность, заполнение пропусков, имеет три возможных модификации: из предложенных вариантов, вариантов не предложено, одним словом в одной форме в трех разных предложениях. И последняя, восьмая, разновидность, решение кроссворда, также имеет три возможных варианта: заполнение синонимами фразовых глаголов, синонимами другого стиля, заполнение пропусков полнозначными словами в предложениях.

Первый тип задания в первой модификации встречается в экзамене IELTS. Стоит напомнить, что в данном экзамене отдельного Лексико-грамматического теста не существует. Поэтому данное задание включено в раздел чтение и опирается, в том числе, на содержание прочитанного текста. В олимпиадных заданиях проверяются только навыки согласования грамматических элементов и лексическая сочетаемость, без связи с содержанием какого-либо текста. Второй вариант первого типа - соотнесение слов и выражений с объяснениями - не встречается в тестовых материалах ни одного из экзаменов. Однако это задание широко употребляется в процессе подготовки к экзаменам любого уровня во всех учебниках. Поэтому легко найти материалы для отработки необходимых навыков. Задания на множественный выбор и словообразование встречаются во всех экзаменах, кроме IELTS, вследствие отсутствия у последнего данного раздела в целом. Варьируется лишь количество вариантов множественного выбора (от трех до четырех), и количество вопросов в обоих типах задания. Задания четвертого типа - поиск лишнего слова в строке раньше было частью экзаменов FCE , CAE. Задания такого типа можно легко найти в учебниках по подготовке к данным экзаменам. Пятый и шестой тип задания не встречаются в материалах экзаменов. Подобные задания можно встретить в сборниках игр, заданий для дополнительных и внеурочных занятий. Однако найти задания, полностью совпадающие с последними, практически невозможно. Первый вариант седьмого типа, как и второй вариант первого типа широко встречается в учебниках и пособиях по подготовке к любым экзаменам. Прежде всего, он используется для отработки новой лексики. Второй вариант седьмого типа используется в Кембриджских экзаменах (open close). Третий вариант седьмого типа мы можем найти в тестах CAE и CPE. Кроссворд, с одной стороны, является уникальной формой заданий, не встречается ни в одном из экзаменов. С другой стороны, задания на подбор синонимов к фразовым глаголам (первый вариант) встречается в учебниках и пособиях по подготовке к Кембриджским экзаменам, хотя и отсутствует в материалах тестов. Второй вариант- подбор синонимов другого стиля – одно из заданий Лексико-грамматического теста экзамена CAE, в учебниках и пособиях уровня CPE также встречаются такие задания. Третий вариант этого задания действительно является уникальным, не встречается ни в пособиях, ни в материалах какого-либо экзамена. Он направлен на выявление устойчивых лексических сочетаний и клише, как разговорного, так и официально-делового стиля. Для тренировки данного типа заданий можно использовать тексты с множественным выбором, убрав предложенные варианты, добавив сетку кроссворда. Вместо кроссворда учащимся могут быть предложены пропуски в тексте или предложениях, где количество букв дано черточками, указаны некоторые буквы. Как и кроссворд, такая форма задания позволяет избежать нескольких вариантов ответов.

В процентном соотношении самую незначительную роль для подготовки к олимпиаде в аспекте Лексико-грамматический тест играют экзамены IELTS и ЕГЭ. Первый в связи с отсутствием данного раздела, второй – ограниченным набором заданий. Кембриджские экзамены вносят примерно одинаковый вклад в данный процесс. И все же, около трети заданий разного типа остается уникальной, выходящей за рамки экзаменационных тестов.

[1] Всероссийская олимпиада. Английский язык. Выпуск 4. Задания регионального и заключительного этапов. С ответами и комментариями: учебное пособие/Сост. Ю.Б. Курасовская, Л.А. Городецкая, Л.Л. Зеленская, К.С. Махмурян, Н.Е. Медведева, А.Н. Колесникова, В.Н. Симкин, Т.А. Симонян, Е.Д. Шварц. М.: Университетская книга, 2013. С.6.

[2] Там же. С.30-31, 99-100

[3] http://www.cambridgeenglish.org/images/139293-cambridge-english-first-fce-specs-and-samples-document.pdf

[4] http://www.cambridgeenglish.org/exams-and-qualifications/advanced/why-choose-the-exam/institutions/understanding-cae-results/reading-paper/

[5] http://www.cambridgeenglish.org/images/139835-cae-specifications-and-sample-papers.pdf

[6] http://www.cambridgeenglish.org/exams-and-qualifications/proficiency/whats-in-the-exam/

[7] http://www.cambridgeenglish.org/exams-and-qualifications/ielts/whats-in-the-test/

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права
  • NOVA - сайт учителей Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес